СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-18-27
Жизнедеятельность в условиях цифрового общества требует от современных граждан владения различными навыками и умениями, совокупность которых составляет цифровую культуру и цифровую грамотность. Дается определение понятия «компетенции цифровой культуры» и предложена модель развития компетенций цифровой культуры будущих педагогов, состоящая из трех блоков. Функционально-целевой блок отражает принципы, функции и цель ее реализации. Содержательно-технологический блок состоит из содержания, методов, средств и форм обучения. Разработан и предложен авторский компьютерный обучающий курс «Цифровая культура и цифровая грамотность педагогов». Результативно-критериальный блок содержит описание результатов реализации модели, уровни развития цифровой культуры и диагностический инструментарий для оценки компетенций цифровой культуры педагогов. Предложенная структурно-функциональная модель обеспечивает полноценное развитие всех компетенций, составляющих цифровую культуру будущих педагогов, что соответствует стратегическому направлению развития системы образования в условиях цифровой трансформации и интересам личности в условиях активно развивающегося цифрового общества.
Ключевые слова: цифровая культура, цифровая грамотность, компетенции цифровой культуры, структурно-функциональная модель, цифровые компетенции, преподаватель, вуз
Библиография:
1. Левашов В. К., Гребняк О. В. Цифровая культура российского общества и государства // Социологические исследования. 2020. № 5. C. 79–89.
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/programma.pdf (дата обращения: 19.06.2022).
3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». URL: https://digitalskills.center/fp (дата обращения: 21.06.2022).
4. Михайлова Е. Г. Формирование цифровой культуры в университете ИТМО // Теория и практика проектного образования. 2019. № 3 (11). С. 33–35.
5. Poepsel M. Media, Society, Culture and You. 2020. URL: https://press.rebus.community/mscy/chapter/chapter-1/ (дата обращения: 21.06.2022).
6. Гир Ч. Цифровая контркультура / пер. с англ. Д. В. Галкина. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1167/files/6-gir.pdf (дата обращения: 21.06.2022).
7. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 11–16.
8. Кузенков О. А., Захарова И. В. Компетенции цифровой культуры в математическом образовании и их формирование // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021. Т. 17, № 2. С. 379–391.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 20.06.2022).
10. Паспорт национального проекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf (дата обращения: 22.06.2022).
11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)». URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=124542 (дата обращения: 21.06.2022).
12. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
13. Токтарова В. И., Ребко О. В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка // Вестник Марийского гос. ун-та. 2021. Т. 15, № 2. С. 165–177. doi: 10.30914/2072-6783-2021-15-2-165-177
14. Токтарова В. И., Шпак А. Е. Педагогическое проектирование мобильной информационно-образовательной среды вуза // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 12. С. 133–142. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-133-142
15. Key Competences for Lifelong Learning in the European Schools, 2018. URL: https://www.eursc.eu/BasicTexts/2018-09-D-69-en-1.pdf (дата обращения: 21.06.2022).
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 18 — 27
Скачиваний: 467