ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-136-147
Стремительное продвижение цифровых технологий в области образования диктуется актуальностью рассматриваемых при этом проблем. Цифровая грамотность преподавателей физической культуры, инструкторов и тренеров по видам спорта из числа педагогического состава образовательных организаций наиболее низкая. Несмотря на высокую значимость знаний, умений, практических навыков и тактического мастерства наставников, цифровая компетентность стала обязательным показателем оценки профессиональной пригодности современной системы образования. В современном физкультурно-спортивном образовании в настоящее время недостаточно методических разработок по применению цифровых технологий. Процесс цифровой модернизации образования должен быть системным и планомерным, включающим в себя непрерывное взаимодействие образовательных организаций всех уровней. Требуются поиск и классифицирование дополнительных инновационных средств и способов, необходимых для совершенствования образовательного процесса и процесса повышения спортивного мастерства пловцов в практике профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры и спорта. В исследовании используется теоретический анализ научных публикаций, инновационных цифровых программ и устройств, которые способствуют повышению эффективности учебно-тренировочного процесса по плаванию. Рассмотрены цифровые устройства, применяемые в тренировочном процессе подготовки пловцов от начального до профессионального уровня, их предназначение и значимость. Тренировочный процесс требует поиска новых, оригинальных и эффективных способов подготовки и восстановления пловцов, которые стали доступны в эпоху развития цифровых технологий. Преподавателям и тренерам важно владеть навыками грамотного применения современных устройств и программ, повышающих эффективность практических занятий и реабилитационных процедур. Поэтому необходимо своевременно выработать новые подходы и решения в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта, чтобы наиболее эффективно использовать тренды цифровизации в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровые технологии, тренировочный процесс, обучение плаванию, образовательные технологии, мобильные приложения, компьютерные программы, сенсорные устройства, физиотерапевтические аппараты
Библиография:
1. Деятельностно-ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, К. Э. Столяр и др. М.: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» в г. Пятигорске Ставропольского края, 2020. 248 с.
2. Фотиева И. В., Кирилин К. А. Медиаобразование как форма цифрового образования: проблемы и тенденции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 266–268.
3. Катханова Ю. Ф., Левашова Е. А., Салтыкова Г. М. Визуализация учебной информации средствами мультимедиа // Преподаватель XXI век. 2021. № 3–1. С. 187–192. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-187-192
4. Дорохина А. Ю., Малова О. В. Учебный потенциал всемирной сети Интернет // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1, № 2. С. 122–131. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-122-131
5. Масликов А. А., Бочкин П. С., Зибров В. Н. Рациональный выбор эффективных средств в подготовке высококвалифицированных пловцов // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции, Воронеж, 9–10 октября 2017 года / под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой. Воронеж: Научная книга, 2017. С. 108–111.
6. Витман Д. Ю. Информационные технологии, средства визуализации в подготовке спортсменов // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: материалы 4-й Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ОмГТУ, Омск, 22–23 марта 2018 года. Омск: Омский государственный технический университет, 2018. С. 35–40.
7. Иорданская Ф. А. Цифровые технологии в мониторинге тренировочных и дистанционных процессов подготовки спортсменов и лиц, занимающихся физкультурой // Вестник спортивной науки. 2020. № 3. С. 31–44.
8. Лукьянов Б. Г., Шейко Б. И., Фетисов В. С., Дудов О. А. Программно-аппаратный комплекс для видеоанализа движений спортсменов // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2007. Т. 9, № 5. С. 64–71.
9. Гилев Г. А., Качкуркин В. Н. Отличительные особенности подготовки российских и американских пловцов // Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 12–13 декабря 2013 года. Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2013. С. 25–26.
10. Згурский Н. С., Дышко Б. А., Кочергин А. Б. Инновации в подготовке детей-пловцов с нарушением слуха // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 1. С. 53–55.
11. Железнякова М. Е. Цифровые технологии в спортивном соревновании // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции, Коломна, 14–17 февраля 2018 года / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 158–162.
12. Скобликова Т. В., Павлов А. И. Модернизация использования средств восстановления с учетом особенностей построения тренировочного процесса подготовки пловцов посредством применения информационных технологий // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2-1 (7). С. 200–202.
13. Васяева М. И. Использование средств восстановления в процессе подготовки пловцов // Трибуна ученого. 2021. № 1. С. 685–688.
14. Sadeghipour S., Mirzaei B., Korobeynikov G. V., Tropin Y. Effects of whole-body electromyostimulation and resistance training on body composition and maximal strength in trained women // Health, Sport, Rehabilitation. 2021. Vol. 7, № 1. P. 18–28. DOI: 10.34142/HSR.2021.07.02.02
15. Stöllberger C., Finsterer J. Side effects of and contraindications for whole-body electro-myo-stimulation: A viewpoint // BMJ Open Sport and Exercise Medicine. 2019. Vol. 5, № 1. P. e000619. DOI: 10.1136/bmjsem-2019-000619
16. Белоконова С. С., Назарова В. В. QR-коды и возможности их использования в образовательном процессе // Информатика в школе. 2019. № 6 (149). С. 45–47. DOI: 10.32517/2221-1993-2019-18-6-45-47
17. Почтарева Е. Ю., Васягина Н. Н. Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагога // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 351–362. DOI: 10.17516/1997-1370-0726
18. Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б., Ипатова А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 271–300. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
19. Воронин Д. М., Воронина Е. Г. Обзор цифровых образовательных ресурсов для учителей физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–1. С. 58–60.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ
Страницы: 136 — 147
Скачиваний: 420