ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОМОЩНИКОВ ВОЖАТЫХ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-4-172-180
Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых. Проанализировано понятие «личностно-профессиональная готовность». Статья посвящена проблематике подготовки вожатых – будущих педагогов, способных помочь ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Цель работы – выявить особенности развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых, разработать и апробировать программу, направленную на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатого. Представлены результаты исследования и опыт апробации программы, в рамках которой происходит не только формирование интереса к профессии педагога, но и развитие необходимых компетенций. Авторский подход к содержанию программы заключается в использовании инновационных технологий: интерактивный семинар, деловые игры, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, притч, проектные сессии, мастерские, профессиональные пробы, дистанционное взаимодействие и др. В исследовании использовались теоретические, эмпирические методы и методы обработки данных. Исследование проведено на базе детского общественного объединения «Юный Алексин» г. Алексина Тульской области. В исследовании приняли участие помощники вожатых (20 человек) в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке вожатых для работы в детских оздоровительных, пришкольных лагерях; обучающихся, имеющих интерес к педагогической деятельности.
Ключевые слова: помощник вожатого, профессия педагога, детский оздоровительный лагерь, личностно-профессиональная готовность, педагогическая деятельность, профессиональное самоопределение, программа подготовки
Библиография:
1. Кандыбович С. Л., Разина Т. В. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в вузы на современном этапе // Человеческий капитал. 2022. № 1 (157). С. 124–137. doi: 10.25629/HC.2022.01.13
2. Мишкевич А. М. Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 1. С. 101–116. doi: 10.17759/psyedu.2021130107
3. Организация деятельности психолого-педагогических классов. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. С. 11–12.
4. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 1 (41). С. 44–50. doi: 10.23951/2307-6127-2022-1-44-50
5. Харланова Е. М., Соколова Н. А., Рослякова С. В. Научно-методическое обеспечение конфликтологической подготовки будущих педагогов: проактивное моделирование // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 102–121. doi: 10.32744/pse.2020.5.7
6. Исаев Е. И. Педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. С. 174–187.
7. Сайфина А. А. Вожатство как первая ступень профессиональной подготовки педагогов // Народное образование. 2019. № 2 (1473). С. 75–80.
8. Кто куда, а мы – в отряд / авт.-сост. З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. 201 с.
9. Чадалина Н. С., Декина Е. В. Развитие интереса к педагогической деятельности у помощников вожатых в условиях детского оздоровительного лагеря // Научный потенциал. 2021. № 3 (34). С. 26–29.
10. Учебник для вожатого / авт.-сост. М. П. Кулаченко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 254 с.
11. Вавилов А. М., Неборский Е. В. Сущность и содержание комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 3. С. 26–35.
12. Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Основные аспекты организации подготовки вожатских кадров для детских оздоровительных лагерей // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей / под ред. Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. М.: МПГУ, 2018. С. 17–22.
13. Мазниченко М. А. Профессиограмма вожатого // Народное образование. 2012. № 3 (1416). С. 138–144.
14. Linda A. Reddy Group play interventions for children: strategies for teaching prosocial skills. American psychological association. Washington, DC: 20002, 2012. 295 p.
15. Линкер Г. Р., Кругликова Г. Г., Кантеева Е. А. Современные аспекты подготовки будущих педагогов к организации летнего отдыха детей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN220.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 172 — 180
Скачиваний: 509