BIG DATA КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-4-72-80
В статье представлены результаты сравнительного анализа понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» в контексте рассмотрения актуальности и специфики использования технологий больших данных в образовании. Материалы статьи подготовлены на основе методов теоретического анализа, Big Data, наблюдения, анализа продуктов деятельности, тестирования обучающихся для выявления их способностей, сравнения и аналогии. Актуализированы возможности больших данных как средства повышения эффективности образовательных практик. Аргументирована целесообразность применения больших данных в учебном процессе среднего профессионального образования, ориентированных на развитие человеческого потенциала. Дано описание особенностей организации и результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж», по апробации авторского видения возможности применения технологий больших данных в практике учебной работы. Доказательно обосновано повышение эффективности учебного занятия профессиональной образовательной организации при использовании Big Data в контексте обеспечения условия для самореализации каждого обучающегося. Заданы ориентиры развития опыта применения технологий больших данных для обогащения образовательных контекстов антропоцентрированной направленности.
Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, среднее профессиональное образование, искусственный интеллект, большие данные, Big Data, машинное обучение
Библиография:
1. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологическое исследование. 2015. Т. 8, № 40.
2. Волгин H. A., Одегов Ю. Г. Экономика труда: социально-трудовые отношения. М.: Экзамен, 2003. 736 с.
3. Беккер Г. Человеческий капитал и личное распределение доходов. М.: Наука, 1964. 242 с.
4. Леманова П. В. Социальная политика в управлении развитием человеческого капитала. М.: Экзамен, 2008. 436 с.
5. Tyunnikov Yu. S. Methodological Guidelines for Defining a Complex Psycho-Pedagogical Concept: A Case of the Definition of the Research Capacity of a Teacher in the Vocational Education System // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9 (4). P. 915–923.
6. Фиофанова О. А. Анализ больших данных в сфере образования: методология и технологии. М.: Дело, 2020.
7. Онлайн-университет Walden University. URL: https://www.waldenu.edu/online-masters-programs/ms-ineducation/resource/creative-ways-schools-are-using-artificial-intelligence (дата обращения: 14.03.2022).
8. Интернет-журнал Skillbox. URL: https://skillbox.ru/media/business/onlayn_obrazovanie_posle_2020_goda_kakim_ono_budet_i_pochemu_eto_rabotaet/ (дата обращения: 17.03.2022).
9. Oxford languages. URL: https://oxforddictionaries.com (дата обращения: 17.03.2022).
10. Калинюк Ю. В., Смышляева Л. Г., Матвеев Д. М. Проектирование изменений в системе профессионального образования региона: кластерный подход // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 6 (40). С. 84–94. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-84-94
11. Фиофанова О. А. Big Data в российском образовании: методы анализа данных об образовании и развитии человека, цифровые сервисы данных // Digital Society. 2020. С. 89–96.
12. Журнал глобального анализа рынка образования Holon IQ. URL: https://www.holoniq.com/edtech/10-chartsthat-explain-the-global-education-technology-market/ (дата обращения: 17.03.2022).
13. Программа персонализированного обучения Century. URL: https://www.century.tech/ (дата обращения: 17.03.2022).
14. Программа адаптивного образования Squirrelai. URL: http://squirrelai.com/ (дата обращения: 18.03.2022).
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 72 — 80
Скачиваний: 552