ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И РЕАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-133-141
Анализируется генезис и поступательное развитие в российском государстве феномена педагогических классов как одного из возможных способов подготовки учительских кадров. Отмечается, что статусная позиция педагогического класса всегда напрямую зависела от историко-политических этапов государственного устройства страны, социальных, идеологических, финансово-экономических и региональных условий. Указывается гендерное и профессиональное предназначение выпускниц дополнительного восьмого педагогического класса дореволюционной женской гимназии в зависимости от статусного положения семьи. Выявлена социально обусловленная динамика содержательного наполнения учебных планов гимназий с педагогическими классами. Показаны альтернативные варианты и формы подготовки педагогических кадров без высшего образования в советский период 1920–1970 гг. В условиях дефицита квалифицированных специалистов с университетским образованием страна была вынуждена провозгласить цель ускоренной подготовки педагогических кадров средней квалификации вместо работников, совсем не имеющих никакой педагогической подготовки. Акцентирована цель деятельности двухгодичных педагогических классов образца 1990–2000-х гг. как подготовка абитуриентской элиты для педагогических вузов. Отмечена историческая закономерность: деятельность педагогических классов на каждом социально-политическом этапе определяется общественными запросами рассматриваемого хронологического периода. Выявлены разные формы профориентационной работы со старшеклассниками и их результативное влияние на педагогическую деятельность в российских школах конца ХХ в.
Ключевые слова: гимназия, педагогические классы, общеобразовательная школа, система образования, учительские кадры, учебные планы, виды педагогических практик
Библиография:
1. Шамахов Ф. Ф. Педагогические (восьмые) классы женских гимназий Западной Сибири // Ученые записки Томского государственного педагогического института. Т. X. Томск, 1953. С. 47–102.
2. Ельницкий К. В. Двадцатилетие VIII педагогического класса при Омской женской гимназии // Русская школа. 1883. № 11. С. 125.
3. Родевич М. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям МНП. СПб., 1884. С. 219–220.
4. Государственный архив Томский области. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1689. Л. 58.
5. Фальборк Г., Чернолусский В. Настольная книга по народному образованию. Т. III. СПб., 1905. С. 2287.
6. Государственный архив Томский области. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1429. Л. 385.
7. Основные принципы единой трудовой школы. От государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов 1917–1973 гг. М.: Педагогика, 1974. С. 137–145.
8. Елецкий М. Новые задачи школ с уклоном // Просвещение ЛООНО. 1927. № 11. С. 12–17.
9. Сычугова Е. Педагогический уклон // Просвещение Сибири. 1927. № 1. С. 106–107.
10. Сердюков И. В поисках путей // Вопросы просвещения Иваново-Вознесенского Губоно. 1928. № 2. С. 21–24.
11. Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (на материале педагогических классов): дис. … д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 332 с.
12. Ревякина В. И. Начальная ступень в системе непрерывного педагогического образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). Серия «Педагогика». 1998. № 4. С. 43–48.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 133 — 141
Скачиваний: 426