ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ОЖИДАНИЙ, ТРУДНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-113-122
Новая реальность образовательных отношений в начале XXI в. обусловлена в первую очередь начавшимся процессом цифровизации, который приобрел глобальный характер. В условиях ломки традиционных парадигм образования новые условия развития этой важнейшей для социума и конкретного индивида сферы обсуждаются и подвергаются отчасти справедливой, но зачастую необоснованной критике. Это говорит о непонимании, неприятии такого социального явления, как цифровизация, есть опасения и страх потери привычных жизненных процессов, включая и образовательные ориентиры. Актуальность изучаемой проблемы вызвала необходимость рассмотрения отношения части населения, охваченного либо связанного с системой общего образования, к факту его цифровизации и детермированной ею трансформации самой системы. Это восприятие населением цифровизации образования проявляется в динамике ценностных ориентаций, появлении новых ожиданий человека, переживаниях личности за свое будущее. Этот фактор играет принципиально важную роль для разработки в дальнейшем практических психолого-педагогических рекомендаций для участников образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования. В связи с этим в рамках данного исследования был проведен мониторинг и проанализированы полученные результаты с целью представления качественного содержания возможных ценностных ориентаций, ожиданий, проблем субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования.
Ключевые слова: система общего образования, цифровизация, цифровая трансформация общего образования, ценностные ориентации, ожидания, обучающиеся, педагог, родители, образовательные организации
Библиография:
1. Петров А. В. Глобальные социальные процессы, социокультурная трансформация и цифровизация социальных коммуникаций // Глобальные социальные процессы 2.0: трансформация социальной реальности в условиях цифровизации и пандемии: cб. ст. / под ред. А. В. Петрова. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. С. 5–8.
2. Спивак Д. Л. Основные направления цифровизации в стратегии ЮНЕСКО // Международный журнал исследований культуры. 2021. № 1 (42). C. 122–144. doi: 10.52173/2079-1100_2021_1_122
3. Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО // Высшее образование в России. 2014. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-vzglyad-yunesko (дата обращения: 26.01.2022).
4. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3. URL: https://edufrn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (дата обращения 30.12.2021).
5. Аксенов С. И., Арифулина Р. У., Катушенко О. А., Сергеева Т. Н., Романовская Л. В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 24–43. doi: 10.32744/pse.2021.1.2
6. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 30.12.2021).
7. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования // Современная аналитика образования. 2020. № 16 (46). С. 11. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/418228715.pdf (дата обращения: 30.12.2021).
8. Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Цифровизация общественной жизни и новые задачи социальных наук // Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 69–77. URL: https://испи.рф/wp-content/uploads/2020/03/Новая-социальная-реальность.pdf (дата обращения: 30.12.2021).
9. Изотов С. Контрольная забота: чего ждут россияне от системы образования. URL: https://iz.ru/913543/sergei-izotov/kontrolnaia-zabota-chego-zhdut-rossiiane-ot-sistemy-obrazovaniia (дата обращения: 30.12.2021).
10. Belous O. V., Vasilenko V. G., Tyutyunnikova E. B., Arushanyan Z. A., Varetsa E. S., Belous Y. A. Health preserving technologies in the educational process practice and psychological health of inclusion educational space participants // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10. Р. 1894–1896.
11. Гедонизм и риск-новизна растут в России стабильно. Мы не видели такого роста в большинстве стран Европы. URL: https://realnoevremya.ru/articles/168673-maksim-rudnev-o-tom-pochemu-v-rossii-cenyat-stabilnost (дата обращения: 30.12.2021).
12. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011.
13. Бурганова Л. А. Социальные риски цифровизации высшего образования // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 4. С. 224–227.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 113 — 122
Скачиваний: 619