БАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-68-78
Представлен анализ трудностей преподавателей и студентов в высшем учебном заведении при взаимодействии в электронном формате, а также анализ результатов социологических исследований, проведенных в Томском государственном университете и Томском политехническом университете в 2016 г., и результатов фокус-группы «Сопровождение онлайн-курсов», организованной в Томском государственном университете в 2018/2019 гг. В результате исследования выделены и систематизированы педагогические, организационные, технические и экономические дефициты субъектов образовательного процесса при педагогическом сопровождении электронного обучения и сформулированы рекомендации по преодолению этих дефицитов. Полученные результаты будут полезны специалистам, занимающимся организацией электронного обучения в вузах, и преподавателям для создания эффективной системы педагогического сопровождения.
Ключевые слова: электронное обучение, высшее образование, сопровождение электронного обучения, трудности в сопровождении электронного обучения
Библиография:
1. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/lesson_stress_test.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
2. Bhuasiri W., Xaymoungkhoun O., Zo H., Jeung Rho J., Ciganek A. P. Critical success factors for e-learning in developing countries: A comparative analysis between ICT experts and faculty // Computers & Education. 2012. № 58 (2). Р. 843–855. URL: https://www-sciencedirect-com.ez.lib.tsu.ru/science/article/pii/S0360131511002545?via%3Dihub#bib83 (дата обращения: 07.07.2021).
3. Краснова Г. А., Можаева Г. В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 200 с. URL: https://ido.tsu.ru/science/pub/2019/Krasnova_Mozhaeva_Monografija.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
4. Можаева Г. В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 126–138.
5. Краснослободцев А. В. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения специалистов-экологов в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Елец, 2017. 21 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008711430#?page=6 (дата обращения: 07.07.2021).
6. Велединская С. Б. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 104–115. URL: https://www.iedtech.ru/journal/2015/3/effective-support-e-learning/ (дата обращения: 07.07.2021).
7. Мошкина Е. В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 22 с. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/10/15/2445fe407a0c404f72cd8737a224136a/avtoreferat-evmoshkinoj.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
8. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://economy.gov.ru/material/file/bd31fe31b5135c35e402b702c346f304/41_24012020.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
9. Положение об электронном обучении, дистанционных технологиях в НИ ТГУ. URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/doc/462_OD_Polozhenie_ob_jelektronnom_obuchenii_IDO.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
10. Преподаватели и студенты ТГУ об электронном обучении. 2015–2016 год. URL: https://ido.tsu.ru/science/projects/proj2016/elearning15-16.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
11. Мнение преподавателей ТПУ об использовании электронных курсов в учебном процессе. 2016 год. URL: https://portal.tpu.ru/eL/training/monitoring_eo/Tab1/prepodavately_16.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
12. Мнение студентов ТПУ об использовании электронных курсов в учебном процессе. 2016 год. URL: https://portal.tpu.ru/eL/training/monitoring_eo/Tab1/studenty_16.pdf (дата обращения: 07.07.2021)
13. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2020. 200 с. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000566947?sort=ss_dateNormalized%255C (дата обращения: 07.07.2021).
14. Груздев И. А., Камальдинова Л. Р., Калинин Р. Г. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения // Современная аналитика образования. 2020. № 6 (36). С. 62–67. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/26/1551527214/%D0%A1%D0%90%D0%9E%206(36)_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
15. Жуклина В. Н. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей технического вуза с использованием учебного диалога: автореф. дис. … канд. пед. наук. Пенза, 2007. С. 7-21.
16. Ковтун Е. Н., Родионова С. Е. Нагрузка преподавателей и студентов в новых условиях обучения: принципы планирования и учета // Филология и культура. 2012. № 2 (28). C. 59–63.
17. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февр. 2008 г. № 71. URL: https://base.garant.ru/192772/ (дата обращения: 15.07.2021).
18. Захарова У. С., Танасенко К. И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 3. С. 176–202.
19. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. C. 152–179.
20. Мониторинг научных кадров высшей квалификации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ за 2019 г. // Официальный статистический сборник «Индикаторы образования: 2020». URL: https://issek.hse.ru/news/350448456.html (дата обращения: 07.07.2021).
21. Базалий Р. В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
22. Эрштейн Л. Б. Чрезмерная нагрузка преподавателей вузов как фактор разрушения высшего образования в России // Вестник Пермского национального исследоват. политех. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2021. № 2. C. 75–87.
23. Yekefallah L., Namdar P., Panahi R., Dehghankar L. Factors related to students` satisfaction with holding elearning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning // HELIYON. 2021. № 7 (7). URL: https://www-webofscience-com.ez.lib.tsu.ru/wos/woscc/full-record/WOS:000700484300021 (дата обращения: 07.07.2021).
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 68 — 78
Скачиваний: 485