О ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-34-41
Современный образовательный процесс учащихся средней школы в большой степени выстроен на основе деятельностного и компетентностного подходов. Одной из задач современного учителя становится формирование у учащихся в процессе активной учебной деятельности необходимых для жизни компетенций. Анализ процесса их формирования показал, что он до сих пор недостаточно изучен, недостает практических примеров работы с компетенциями. Достаточно востребованными для развития учеников и выстраивания успешной жизнедеятельности являются регулятивная компетенция и познавательная. Эти компетенции можно активно формировать в процессе обучения физике. Процесс формирования компетенций становится более эффективным, как установлено авторами, если выстраивается постепенно. Начинается формирование с универсальных учебных действий, входящих в состав компетенций, которые являются для учеников наиболее сложными. Для первоначального формирования на основе практики выделены сложные действия – составление учеником плана учебной деятельности, его корректировка, проявление и формулировка причинно-следственных связей в явлениях, процессах, рефлексивное действие. Формирование действий организовано на основе выполнения учениками в группах мини-проектов по конструированию действия. Показан пример формирования элемента регулятивной компетенции – действия составления плана изучения нового материала. Работа в группах строится на основе вопросов учителя по выстраиванию действия. Затем организуется межгрупповое обсуждение результатов работы групп с участием учителя, его корректировка. С помощью учителя происходит рефлексивное осмысление деятельности по выстраиванию действия и его присвоение. Аналогично выстраивается освоение элементов познавательной компетенции. Представленные способы последовательного активно-деятельностного, проектного формирования компетенций являются продуктивными и могут широко применяться в обучении.
Ключевые слова: обучение физике, регулятивная, познавательная компетенции, универсальные учебные действия, способы формирования учебных действий, проектная технология, групповое взаимодействие
Библиография:
1. Какая система образования нужна России? // Официальный сайт Александра Григорьевича Асмолова. URL: https://asmolovpsy.ru/ru/interview/324 (дата обращения: 22.02.2022).
2. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. № 6. С. 106–114.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31.05.2021 г. // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 10.02.2022).
4. Божко Е. М., Ильнер А. О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 7 (1). С. 26–35.
5. Егорова Е. В., Лопатухина Т. А. Смена образовательных парадигм в современном российском образовании // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 118–123.
6. Малыхина Т. В. Формирование учебно-познавательных компетенций // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: https://urok.1sept.ru/articles/597238 (дата обращения: 20.02.2022).
7. Универсальные учебные действия и компетентность учащихся. URL: http://school-5sz.ucoz.ru/fedoseeva/uud_i_kompetentnost_uchashhikhsja.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
8. Темняткина О. В. Формирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе: автореф. дис. … кан. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 22 с.
9. Универсальные учебные действия // Современный урок. URL: https://aujc.ru/universalnye-uchebnyedejstviya/ (дата обращения: 22.02.2022).
10. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292–307. URL: https://vo.hse.ru/2015--3/160501432.html (дата обращения: 03.02.2022). doi: 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307
11. Румбешта Е. А., Хакимова А. Х. Мини-проекты по физике как средство повышения мотивации к предмету // Развитие мышления в процессе обучения физике: сб. науч. тр. / под ред. С. А. Суровикиной. Вып. 8. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. С. 64–67.
12. Поздеева С. И., Чубыкина О. А. Метаметодика как основание построения обучающей деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 67–72. doi: 10.23951/2307–6127-2020-6-67-72
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 34 — 41
Скачиваний: 456