ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-166-178
Отсутствие специальных условий, способствующих облегчению развития и реализации человека с глубокой патологией зрения, приводит к увеличению вероятности образования негативных установок в отношении самого себя. Негативное самоотношение отражается на способности включаться в совместную деятельность, затрагивая прежде всего лидерский потенциал. В результате снижается познание самого себя и активность в межличностном взаимодействии. Большинство работ направлено на отслеживание воздействия дефекта зрения на психическое развитие и на изучение процессов компенсации. Целью исследования является изучение особенностей самоотношения и лидерского потенциала, влияющих на включенность в совместную деятельность, считающейся движущей силой психического развития. Представлены данные экспериментального исследования особенностей самоотношения и лидерского потенциала у лиц с ограниченными возможностями зрения и их влияния на развитие сотрудничества в рамках совместной деятельности. Описаны полученные результаты по методикам «Самоотношение» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Способность к лидерству» Р. С. Немова и «Арка» А. С. Чернышева, С. В. Сарычева, модифицированный вариант. Рассмотрены различия в самоотношении и способности к лидерству у тотально слепых людей в сравнении со здоровыми, проанализировано влияние выявленных особенностей на развитие сотрудничества в совместной деятельности. Взаимосвязь особенностей самоотношения и лидерского потенциала позволяет создавать оптимальные условия для развития личности людей с ограниченными возможностями зрения.
Ключевые слова: слепые, патология зрения, самоотношение, лидерский потенциал, лидерство, совместная деятельность
Библиография:
1. Суворина Н. П. Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 71–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46411051 (дата обращения: 10.11.2021).
2. Мерзликина Т. И., Рыскина Л. Л. Организация творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 3. с. 154–160. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2018&issue=3&article_id=6984 (дата обращения: 10.11.2021).
3. Ревякина В. И., Чеботарева О. В. Отечественный опыт педагогической поддержки слепых учащихся с множественными нарушениями развития: исторический обзор // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. № 3. С. 241–247. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2021&issue=3&article_id=8107 (дата обращения: 10.11.2021).
4. Мезинов В. Н., Люленкова О. Ю. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. № 4. С. 45–52. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2019&issue=4&article_id=7401 (дата обращения: 10.11.2021).
5. Тарасов И. А. Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Современная наука. 2015. № 1. С. 27–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27335430 (дата обращения: 10.11.2021).
6. Звоненко А. Б. Самоотношение подростков с нарушениями зрения // Царскосельские чтения. 2012. С. 309–314. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21002764 (дата обращения: 10.11.2021).
7. Корнилова И. Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 68–75. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12893435_55304543.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
8. Степаненко А. А. Особенности самоотношения у лиц с ограниченными возможностями зрения // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2019. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/16339/89489_uid340281_report.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
9. Сурьянинова Т. И., Дубашевская Е. А. Психологические особенности личности людей с нарушением функции зрения // Научная перспектива. 2016. № 3. С. 51–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25811375 (дата обращения: 10.11.2021).
10. Дубашевская Е. А. Особенности самоотношения и межличностных взаимоотношений людей с нарушением функции зрения в контексте совместной деятельности // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1477-dubashevskaya55.html#e3 (дата обращения: 10.11.2021).
11. Волкова И. П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения // Человек и образование. 2009. № 3. С. 159–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosotsialnye-faktory-adaptatsii-i-integratsii-v-obschestvo-lits-s-glubokimi-narusheniyami-zreniya/viewer (дата обращения: 10.11.2021).
12. Сурьянинова Т. И., Смирнов Н. В. Особенности совместной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 58–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752568& (дата обращения: 10.11.2021).
13. Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. 2-е изд., расширенное, испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 166 — 178
Скачиваний: 521