ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-56-64
Актуализируется необходимость подготовки педагогов к формированию и оценке функциональной грамотности, в которой выделяется такое направление, как креативное мышление. Утверждается мнение о значимости развития креативного мышления у педагогов. Проводится обзор методов развития креативности у взрослых обучающихся и предлагается использовать возможности обмена знаниями. Ставится цель: описать применение метода обмена знаниями в развитии креативного мышления у педагогов. Выделено пять содержательных линий развития креативного мышления у педагогов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки: а) актуализация проблемы развития креативного мышления педагогов в соответствии с требованиями государственной образовательной политики; б) содействие в исследовании креативного потенциала педагогических работников; в) анализ психолого-педагогических условий развития креативности личности; г) обсуждение возможностей цифровых образовательных платформ для определения действенных средств развития креативного мышления; д) проведение групповой рефлексии существующих средств развития креативного мышления и способов обмена знаниями между педагогами. Описывается опыт их реализации в учреждении дополнительного профессионального образования педагогов. Приведены подтверждающие результаты эффективности реализации данных содержательных линий. Теоретическая ценность исследования выражена в обогащении андрагогического подхода методом обмена знаниями. Практическая значимость статьи заключается в возможности внедрения данных направлений по развитию креативного мышления педагогов в учреждения дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: метод обмена знаниями, развитие креативного мышления, педагоги, общеобразовательные организации, курсы повышения квалификации, функциональная грамотность, цифровые ресурсы
Библиография:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 23.12.2021).
2. Елкина Я. А. Креативность как фактор профессионально-личностного развития учителя средней школы: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2017. 218 с.
3. Красникова С. В. Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 233 с.
4. Семенова И. А. Чувствительность к креативности младших школьников как педагогическая способность учителя: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2005. 218 с.
5. Ледовских И. А. Развитие креативного мышления будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2011. 161 с.
6. Мороз В. В. Визуализация как средство развития креативности студентов университета // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21. С. 49–54.
7. Богданова Е. Ю. Методика формирования креативности в профессиональном архитектурном образовании // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 2. С. 71–76.
8. Мирошникова Д. В. Развитие креативности будущего учителя в процессе педагогической практики // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 6 (2). С. 36.
9. Carmeli A., Paulus P. B. CEO ideational facilitation leadership and team creativity: The mediating role of knowledge sharing // The Journal of Creative Behavior. 2015. Т. 49, № 1. Р. 53–75.
10. Wu C. S., Lee C. J., Tsai L. F. Influence of creativity and knowledge sharing on performance // Journal of Technology Management in China. 2012. Vol. 7, № 1. Р. 64–77.
11. Cummings J. N. Work groups, structural diversity, and knowledge sharing in a global organization // Management science. 2004. Т. 50, № 3. С. 352–364.
12. Сергеева А. В. Влияние организационно-управленческих факторов на процессы обмена знаниями в организации (на примере средних общеобразовательных школ): дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2014. 216 с.
13. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7–61.
14. Ильясов Д. Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 232 с.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
Страницы: 56 — 64
Скачиваний: 664