СТИМУЛИРОВАНИЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ШКОЛАХ ТАДЖИКИСТАНА
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-24-31
Анализируется ситуация стимулирующего чтения русской художественной литературы в школах Республики Таджикистан, а также ситуации с ее изучением учителями в школах страны, где она изучается как второй язык начиная со 2-го класса. Литературное чтение остается основным средством школьного предмета «Русский язык» и является неотъемлемой частью изучения русского языка в коммуникативно-языковом пространстве Таджикистана, несмотря на значительный отток русско-язычного населения. Подавляющее большинство таджикской интеллигенции, в том числе высокопоставленные государственные деятели, стремятся сохранить с Россией общее культурное, научное, образовательное и информационное пространство. Поэтому сегодня ученые направляют свое внимание на формирование читательской компетенции учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан. Рассматриваются возможности стимулирования читательской активности молодежи через моду как социокультурный феномен в условиях влияния библиотек. Раскрываются такие понятия, как «самостоятельное стимулирование чтения», «режим чтения» и «режим читателя» с точки зрения науки о читателе. Уделено внимание «модному» общению среди таджикских школьников и даны характеристики механизмов нынешнего понятия «чтения»: заражение, имитация, внушение/убеждение; указаны возможности их использования для стимулирования читательской активности школьников таджикских школ. В исследовании говорится об уровне сложности прохождения педагогической организации чтения русской литературы в общеобразовательных школах с таджикским языком обучения.
Ключевые слова: чтение художественных произведений, стимул, русский язык, таджикская школа, русская школа, режим чтения
Библиография:
1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1956. Т. 10. С. 212.
2. Гусейнова Т. В. О социолингвистических и дидактических проблемах преподавания русского языка в Республике Таджикистан // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык / под ред. А. В. Щетининой. Екатеринбург: Ажур, 2015. Вып. 4. С. 59–67.
3. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. С. 95–117, 118–149.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. С. 189–206.
5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. С. 48.
6. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М., 1986. 192 с.
7. Добрынина Н. Е. Черты духовной общности: русская художественная литература в чтении многонационального советского читателя. М.: Книга, 1983. С. 112.
8. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения (2–11 классы). Душанбе, 2008. 124 с.
9. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. С. 22–29.
10. Джидеева К. X., Садыбакасова Г. К. Об одном из путей комментированного чтения стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» // Русский язык и литература в киргизской школе. 1987. № 3. C. 40–47.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 24 — 31
Скачиваний: 486