ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-142-154
Авторами обоснована актуальность исследования особенностей нравственного сознания и ответственности как свойства личности современной молодежи на примере студентов университета. В процессе исследования ответственности студентов как системы содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих среди них были выделены две группы: с энергичным и астенично-затрудняющимся типами реализации данного свойства личности. Студенты с энергичным типом отличались более устойчивым и осознанным стремлением его проявлять и развивать, широкой социоцентрической мотивацией, развитой интернальной саморегуляцией, хотя и при доминировании личных целей, субъектной продуктивности и недостаточном развитии навыков ответственного поведения, в то время как студентам с астенично-затрудняющимся типом были более свойственны частый уход от ответственности, большая экстернальная регуляция, доминирование астенических переживаний и эмоционально-личностных проблем из-за неуверенности в себе, низкая самооценка, повышенная тревожность в процессе ее проявления. Проанализированы особенности нравственного сознания выделенных групп студентов: их ценностные ориентации, установки в мотивационно-потребностной сфере, моральное сознание, нравственное самоопределение, отношение к соблюдению нравственных норм. Так, у лиц с энергичным типом реализации ответственности были выявлены высокая значимость ценностей духовного удовлетворения и сохранения индивидуальности, признания и уважения других людей, помощи и милосердия, обучения, профессиональной жизни и увлечений; доминирование социально-психологической установки на свободу; эмоциональное отношение к различным стратегиям нравственного поведения, средняя готовность к соблюдению нравственных норм при высоком стремлении к правдивости; мотивы избегания неодобрения значимых других, стремления к выполнению долга и подчинению принятым правилам как основания морального выбора. Для представителей астенично-затрудняющегося типа также были наиболее важны ценности духовного удовлетворения и сохранения индивидуальности, самореализации в сферах обучения и профессиональной жизни, однако в реальной жизнедеятельности они чаще реализовывали ценности отдыха и приятного времяпрепровождения. Среди их социально-психологических установок преобладали потребности в получении удовольствия от процесса выполняемой деятельности, свободе и независимости. Они признавали нравственное поведение и значимое влияние на него нравственной саморегуляции личности и средовых факторов; принимали (или не принимали) различные стратегии нравственного поведения на эмоциональном и когнитивном уровнях; демонстрировали позитивное отношение к соблюдению нравственных норм, среднюю готовность реализовывать их в своем поведении; высокий уровень правдивости и руководствовались мотивом хороших взаимоотношений в ситуациях морального выбора. Раскрыты связи между особенностями нравственного сознания и личностной ответственности студентов. Описание индивидуально-типологических особенностей реализации студентами ответственности, а также их связей с особенностями нравственного сознания составляет научную новизну представленных в статье результатов исследования.
Ключевые слова: студенты, ответственность, содержательно-смысловые составляющие, инструментально-стилевые характеристики, типы реализации ответственности, нравственное сознание, терминальные ценности, структура ценностных ориентаций личности, социально-психологические установки, мотивационно-потребностная сфера, нравственное самоопределение, соблюдение нравственных норм, моральное сознание
Библиография:
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
2. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: ди с. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. 434 с.
3. Антонова Е. А. Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития: автореф. … канд. психол. наук. СПб., 2012. 21 с.
4. Бездухов В. П., Жирнова Т. В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. М.: МПСИ, 2008. 202 с.
5. Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). Воронеж, 1990. 144 с.
6. Бормотова И. М. Моральное сознание личности. Л.: ЛГУ, 1984. 161 с.
7. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование) (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3). М.: Знание, 1985. 64 с.
8. Дробницкий О. Г. Структура морального сознания // Проблемы нравственности / отв. ред. Т. А. Кузьмина. М.: Наука, 1977. С. 39–70.
9. Знаков В. В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. С. 9–44.
10. Иванов И. А. Нравственное сознание и поведение человека. Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук // Материалы международной научно-практ. конференции, Тихорецк, 2016. С. 65–67.
11. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Институт психологии РАН, 2013. 480 с.
12. Манерко И. В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: дис. … канд. филос. наук. М., 2011. 179 с.
13. Позднякова О. К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 492 с.
14. Рувинский Л. В. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184 с.
15. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 304 с.
16. Степанова С. Е. Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях: дис. … канд. философ. наук. Чебоксары, 2004. 157 с.
17. Титаренко А. И. Сущность, структура и функции морали // Марксистская этика. М.: Политиздат, 1980. С. 96–133.
18. Фабулова М. А. Психологические условия формирования нравственного сознания студентов-медиков средствами иностранного языка: дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2013. 193 с.
19. Фомина Н. А., Аипова М. М. Зарубежные психологические исследования развития нравственного сознания личности // Психология XXI в: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всероссийского симпозиума психологов (Рязань, 9–10 апр., 2021 г.) с международным участием / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань: Академия ФСИН России, 2021. С. 2404–2415.
20. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.
21. Ильичева И. М. Психология духовности: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2003. 450 с.
22. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The Cognitive Development Approach // Moral development and behavior. Theory research and Social issues. N.Y., 1976. Р. 31–53.
23. Rotter J. B. Social Learning and Clinical Psychology. New York: Englewood Cliffs, 1954. 466 p.
24. Rotter J. B., Mulry R. C. Internal versus external control of reinforcement and decision time // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. № 2. Р. 598–604.
25. Крупнов А. И., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика: учеб. пособие. М.: РУДН, 2017. С. 9–30.
26. Фомина Н. А., Теняева О. В. Особенности ответственности как системного свойства личности подростков с девиантным поведением // Российский научный журнал. 2010. № 2 (15). С. 212–218.
27. Фомина Н. А., Орлов В. Б. Соотношение особенностей ответственности и установок на употребление алкоголя у подростков // Человеческий капитал. 2017. № 7 (103). С. 22– 25.
28. Фомина Н. А., Беспалова Т. М. Системное исследование ответственности как свойства личности старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявлений в речевой деятельности // Сб. научных трудов, посвященный 70-летию А. И. Крупнова. М.: РУДН, 2009. С. 354–361.
29. Фомина Н. А., Зуева М. Н. Особенности и психологическая структура ответственности студентов – будущих медицинских работников // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2012. № 3. С. 102–107.
30. Фомина Н. А., Кубарева Я. Н. Результаты системного исследования ответственности студентов юридических факультетов // Личность в природе и обществе: научные труды молодых ученых. Сер. «Психология и педагогика». Вып. 17 (по материалам XVII межвузовских психологических чтений (24 апр. 2014 г.) / сост. и научн. ред. А. В. Иващенко, Н. Б. Карабущенко, Е. Н. Полянская. М.: РУДН, 2014. С. 23–25.
31. Фомина Н. А., Алейкин А. Г. Особенности и психологическая структура общительности, организованности и ответственности студентов – будущих управленцев // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 3 (22). С. 99–105.
32. Фомина Н. А., Пастухова М. В. Ответственность как системное свойство личности мужчины в соотношении с феноменом отцовства // Психолого-педагогический поиск. № 4. 2013. С. 54–63.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 142 — 154
Скачиваний: 539