РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-162-169
Представлено исследование, реализующее коммуникативный подход к диагностике и коррекции коммуникативно-речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями. Приведены результаты теоретико-экспериментального изучения коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи, свидетельствующие о бедности мотивационных побуждений детей в общении с партнером, низком уровне развития вербальных средств общения и неспособности к диалогическому общению. Предложена система коррекционно-развивающих интегрированных занятий с использованием логопсихологического тренинга и кейс-технологии. Обозначена важность использования работы в диадах при организации диалогического общения старших дошкольников. Эффективность реализованной логопсихологической программы подтверждают представленные в статье результаты контрольного среза.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, коммуникативно-речевые нарушения, коммуникативный подход в логопедии, вербальное взаимодействие, взаимодействие в диадах, интегративные занятия, логопсихологический тренинг, кейс-технологии
Библиография:
1. Кузьмина Т. И. Диагностика Я-социального у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 4. 17 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155. М., 2013. 96 с.
3. Дмитриева Е. Е. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 8. С. 118–122.
4. Дмитриева Е. Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017. 101 с.
5. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Реализация коммуникативного подхода к развитию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 39–43.
6. Волковская Т. Н., Левченко И. Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Дефектология. 2020. № 3. С. 17–21.
7. Круглова Н. В. Взаимосвязь характеристик сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с успешностью совместного решения задачи // Право. Экономика. Психология. 2021. № 1 (21). С. 95–101.
8. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
9. Даутова О. Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии. СПб.: КАРО, 2018. 93 с.
10. Буянова О. В. Коррекция коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопсихологического тренинга // Проблемы современного педагогического образования, 2019. № 65-С. С. 69–72.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 162 — 169
Скачиваний: 633