РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-92-104
Статья посвящена рассмотрению и анализу факторов, влияющих на формирование всесторонне развитого специалиста, готового к решению неординарных задач, в том числе и трансдисциплинарной направленности. В работе показано, что наиболее эффективно развитие навыков инновационной деятельности магистрантов осуществляется с применением методик проектного обучения и в рамках социального партнерства на базе действующего производства. Подобный комплексный подход, основанный на условиях коллаборации университета с различными организациями в рамках совместных научно-технических проектов, позволит студенту попробовать себя в разных профессиональных ролях и впоследствии сделать правильный выбор собственной специализации с учетом приобретенных личностных качеств в сфере современных высокотехнологичных производств. Особо отмечается, что внедрение в учебный процесс подготовки магистров современных инновационных подходов имеет для России большие перспективы, поскольку позволяет формировать требуемый квалификационный потенциал будущих выпускников технических вузов. Применение методик проектного обучения при подготовке специалистов инженерного профиля рассмотрено на примере реализации междисциплинарных проектов Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, организованных на базе партнерства Физико-технологического института с инновационно-внедренческим Циклотронным центром ядерной медицины.
Ключевые слова: инновационная деятельность, проектное обучение, социальное партнерство, профессионализм, междисциплинарное образование
Библиография:
1. Ляченков Н. В., Ярыгин А. Н. Проектирование технологии совершенствования подготовки магистрантов к инновационной деятельности // Вектор науки ТГУ. 2014. № 4 (30). С. 254–258.
2. Грошева Е. П., Наумкин Н. И., Фролова Н. Н. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности на основе компетентностного подхода // Интеграция образования. 2010. № 4. С. 28–32.
3. Шарипов Ф. В. Инновационная деятельность в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 1. С. 103–107.
4. Головко С. Б., Коханова Л. А. Проектное обучение как инновационная форма подготовки студентов // Вестник РГГУ. 2017. С. 71–79.
5. Михайлик С. В. Инновационная деятельность в техническом университете на современном этапе: обзор состояния проблемы и направлений ее возможных решений // Вестник Херсонского национального технического университета. 2011. № 4 (43). С. 171–175.
6. Savery J. R. Overview of Problem-based Learning: Definitions and Distinctions // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2006. № 1 (1). URL: https://docs.lib.purdue.edu/ijpbl/vol1/iss1/3/ (дата обращения: 28.01.2021).
7. Hero L.-M., Lindfors E. Students’ learning experience in a multidisciplinary innovation project // Education+Training. 2019. Vol. 61 (4). P. 500–522.
8. Arias E., Barba-Sánchez V., Carrión C., Casado R. Enhancing Entrepreneurship Education in a Master’s Degree in Computer Engineering: A Project-Based Learning Approach // Administrative Sciences, MDPI, Open Access Journal. 2018. № 8 (4). P. 1–17.
9. Ojasalo K., Juvonen S., Kaartti V., Haapaniemi H. New Approach and Tools for Systematic Integration of Higher Education with Research and Development Projects // International Academy of Technology, Education and Development. 2017. P. 1839–1846. DOI: 10.21125/inted.2017.0563
10. Leydens J. A., Lucena J. C. Engineering Justice: Transforming Engineering Education and Practice. Hoboken: IEEE Press, 2018.
11. Celik S., Kirjavainen S., Bjorklund T.A. Educating Future Engineers: Student Perceptions of the Societal Linkages of Innovation Opportunities // ASEE Annual Conference. 2020.
12. Stewart L. A. The Impact of Regulation on Innovation in the United States: A Cross-Industry Literature Review. 2011. P. 2–29.
13. Blind K. The impact of Regulation on Innovation // Working paper, Nesta. 2012. Vol. 12 (2). P. 2–28.
14. Bugliarello G. The Social function of engineering: A current assessment // Engineering as a Social Enterprise. Washington D.C.: National Academy Press, 1993. P. 73–113.
15. Riley D., Slaton A. E., Pawley A. L. Social justice and inclusion – Women and minorities in engineering // Cambridge Handbook of Engineering Education Research / eds. by A. Johri, B. M. Olds. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 335–356.
16. Gilmartin S. K., Shartrand A., Chen H. L., Estrada C., Sheppard S. Investigating entrepreneurship program models in undergraduate engineering education // International Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 32 (5). P. 2048–2065.
17. Thürer M., Tomašević I., Stevenson M., Qu T., and Huisingh D. A systematic review of the literature on integrating sustainability into engineering curricula // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 181. P. 608–617.
18. Brown T. Change by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation // Harper Business. 2009.
19. Dorst K. The core of ‘design thinking’ and its application // Design Studies. 2011. Vol. 32 (6) P. 521–532.
20. Midgley G. Systems Thinking. London: SAGE, 2003.
21. Куликова О. В., Гулей И. А. Особенности инновационной модели высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1601–1611.
22. Кузьминов Я., Фрумин И., Овчарова Л. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
23. Белая О. П. Инновационные модели образовательных систем в высшей школе России: современные тенденции // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 6. С. 64.
24. Вчерашний П. М. и др. Инженерное образование: смена формата // Высшее образование в России. 2016. № 8–9.
25. Серебрякова Е. Н. и др. Система элитного инженерного образования – пути развития профессиональных и личностных компетенций // Машиностроение и компьютерные технологии. 2016. № 7.
26. Соловьев М. А., Замятина О. М. Система элитного технического образования ТПУ // Томский политехник. 2013. № 18. С. 96–103.
27. CDIO Syllabus 2.0 // Site: Conceiving Designing Implementing Operating (CDIO). URL: http://www.cdio.org/benefits-cdio/cdio-syllabus/cdio-syllabus-topical-form (дата обращения: 08.02.2021).
28. Ядерная медицина // Открытое образование. URL: https://openedu.ru/course/urfu/NUCMED/ (дата обращения: 28.01.2021).
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Страницы: 92 — 104
Скачиваний: 582