ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УРБАНИСТИКА: ОПЫТ ОПИСАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-236-245
Понятия «городская среда», «городской объект», «городской ресурс» традиционно рассматриваются такими науками, как урбанистика, экономика, социология и другими, однако развитие новых направлений в образовании включает их и в педагогические исследования, в частности в области образовательной урбанистики. Возникает необходимость обозначить возможности рассмотреть эти понятия с точки зрения их образовательного потенциала и определить их место в современном образовании. С этой целью проведен обзор источников и сформулированы подходы к определению ключевых терминов образовательной урбанистики. Понятие «среда» определяется обычно двояко: как совокупность физических условий и как окружение человека. Интерпретируя этот подход в образовательном контексте, второе значение может трактоваться как совокупность деятельностных практик горожан, в том числе и образовательных. Городская образовательная среда представляет собой систему из трех уровней: макроуровня, мезоуровня и микроуровня. Наиболее интересны для изучения образовательного потенциала мезо- и микроуровни. В градостроительстве городские объекты как элементы городской среды классифицируются по функциям, принадлежности, оператору. Эти признаки определяют программируемость объекта с точки зрения его образовательного потенциала для горожан. Городской объект становится образовательным, если горожанин наделяет его образовательной ценностью, используя для своих формальных, неформальных и информальных образовательных практик. Образовательная ресурсность определяется не только ресурсами самого объекта, но и ресурсами человека, его использующего. Проводниками к открытию образовательной ресурсности города и организаторами городских образовательных практик могут стать педагоги, владеющие компетенциями городского учителя. Определены понятия «городской образовательный объект», который становится таковым, когда горожанин использует его образовательный потенциал, и «городская образовательная практика» как формула, соединяющая городской объект, образовательные потребности горожанина, методы использования образовательного потенциала городского объекта и непосредственная образовательная деятельность во взаимодействии с объектом. Опираясь на эти формулировки, можно приступать к разработке подходов к включению городской среды в учебный процесс, охватывая оценку образовательного потенциала городской среды.
Ключевые слова: городская среда, городской объект, городской ресурс, городская образовательная среда, городской образовательный потенциал, городской образовательный ресурс, городская образовательная практика
Библиография:
1. Reznikova K. V. Russian Urban Environment Research Review // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. Vol. 11, № 9. P. 1467–1486.
2. Polyakova T., Tsurik T. Urban environment quality and its impact on socio-economic development // Economic Annals-XXI. 2019. Vol. 180, № 11-12. P. 155–164.
3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 664 с.
4. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984. 180 с. URL: http://www.glazychev.ru/books/soc_ecolog/soc_ecolog_vvedenie.htm (дата обращения: 28.07.2021).
5. Порозов Р. Ю. Культурно-образовательное пространство города. Екатеринбург, 2012. 174 c.
6. Бекарев А. М. Свобода человека в социальном пространстве: дис. … д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1993. 389 с.
7. Глазычев В. Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с.
8. Коломна: город-музей. URL: https://mk.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/17-01-2018-11-17-41-kolomna-gorod-muzey (дата обращения: 01.07.2021).
9. Дыба Е. А. Как университет улучшает городскую среду. URL: https://iq.hse.ru/news/186814654.htm (дата обращения: 01.07.2021).
10. Комфортная городская среда и ЖКХ. URL: https://gorodsreda.ru/ (дата обращения: 12.06.2021).
11. Сергеева О. Е., Лазарева Е. Н. Комфортная городская среда как определяющий фактор развития мегаполисов. // Управленческое консультирование. 2018. № 11. С. 166–173.
12. Тарасова Л. Г. Информационная основа принятия градостроительных решений для крупного города // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2011. № 9 (128). С. 153–159.
13. Dvir R. Knowledge City, seen as a Collage of Human Knowledge Moments. URL: http://innovationecology.com/papers/knowledge%20city%20human%20moments%20dvir1.pdf (дата обращения: 12.06.2021).
14. Буланов М. В., Бараева В. С. Антиконференция как образовательная ситуация // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (XXIV Всерос. науч.-практ. конф.), Москва, 29–30 октября 2019 г. М.: Межрегиональная тьюторская ассоциация, 2019. С. 50–61.
15. Асонова Е. А., Россинская А. Н., Буланов М. В. Как город может и должен изменить педагогическое образование // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ, 2020. С. 31–48.
16. Хабитат III Исследовательские доклады. 11 – Общественное пространство. Нью-Йорк, 2015. URL: http://uploads.habitat3.org/hb3/11-Habitat-III-Issue-Paper-11_Public-Space_rus-AI_fin.pdf (дата обращения: 12.06.2021).
17. Голушко Т. К. Образовательный потенциал Тамбовской области: проблемы и перспективы // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 43–50.
18. Екимова Н. А. Образовательный потенциал регионов России. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/_21 (дата обращения: 01.07.2021).
19. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 5–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 64 с.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 236 — 245
Скачиваний: 990