ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-210-224
Представлен теоретико-исторический обзор исследований общих и специальных способностей, осуществленных в отечественной научной психологии. Анализируются трудности, связанные с определением понятий «способности» и «одаренность». Обозначено понимание природы творческих способностей и креативности. Рассматриваются психологическая сущность и специфика литературной деятельности как научного феномена. Дана характеристика литературно-художественным способностям как внутреннему психологическому регулятору личности. Показано, что способности в области литературного творчества напрямую соотносятся с художественным типом одаренности, обладающим как одинаковыми, имманентными иным видам одаренности качествами, так и своеобразными характеристиками, рознящими их с другими проявлениями способностей.
Ключевые слова: способности, общие способности, специальные способности, творческие способности, литературные способности, литературно-художественные способности, литературная одаренность, психология искусства, психология литературного творчества, личность писателя
Библиография:
1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
2. Светличная Л. В. Психология способностей. М.: Российский университет транспорта, 2017. 148 с.
3. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М.: МГУ, 1961. С. 9–20.
4. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Питер, 2015. 705 с.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 377 с.
6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 444 с.
7. Карпов А. В., Ященко Е. Ф. Психология способностей. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 383 с.
8. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
9. Ященко Е. Ф. Психология и педагогика. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 269 с.
10. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1985. № 5. С. 38–46.
11. Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека. М.: Современный гуманитарный университет, 2004. 188 с.
12. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007. 283 с.
13. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 2003. 95 с.
14. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности: проблема психодиагностики и разработки методов эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 28–37.
15. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности: история изучения и структурно-феноменологические основания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 196–204.
16. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности и одаренность как феномен психологии творчества писателя // Психология способностей и одаренности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Мазилова. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 425–428.
17. Корытова Г. С. Структура защитного и совладающего поведения в профессиональной деятельности педагогических работников // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 112–117.
18. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.
19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
20. Корытова А. И., Корытова Г. С. Профессионально значимые качества личности писателя: историко-хронологические диспозиции исследований // Комплексные исследования человека: Психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Томск: ТГУ, 2017. С. 108–112.
21. Корытова А. И., Корытова Г. С. Феномен литературно-художественного творчества в понимании представителей позитивного направления современной научной психологии // Психологическое пространство личности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Томск: ТГПУ, 2020. С. 75–82.
22. Корытова А. И., Корытова Г.С. Феноменология бессознательного в литературно-художественном творчестве // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 47–58.
23. Корытова А. И. Роль эмоций и чувств в творческой деятельности писателя // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+: XXIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Томск: ТГПУ, 2020. С. 50–56.
24. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературная одаренность: проблемы верификации и диагностики в школьном детстве // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2018. С. 55–66.
25. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI века, 2004. 493 с.
26. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
27. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. 136 с.
28. Ягункова В. П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии. 1964. № 4. С. 136–202.
29. Бэррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 153–159.
30. Короленко В. Г. Собрание сочинений. Л.: Художественная литература, 1989. 590 с.
31. Корытова Г. С. Внутренняя картина здоровья и социальные представления о нем студентов педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 131–143.
32. Корытова А. И., Корытова Г. С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX – первая половина XX в.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 162–169.
33. Корытова А. И., Корытова Г. С. Предметная специфика и история становления психологии литературного творчества // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы VII Междунар. молодежного научно-культурного форума. Томск: ТГПУ, 2017. С. 200–203.
34. Корытов И. В., Корытова Г. С. Дифференциация и индивидуальный подход в обучении высшей математике студентов технического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 4 (169). С. 33–41.
35. Маранцман В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977. 206 с.
36. Грифцов Б. А. Психология писателя. М.: Художественная литература, 1988. 462 с.
37. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 653 с.
38. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
39. Пузырев А. В. Некоторые проблемы психологии литературного творчества // Язык и мышление поэта и писателя: материалы XIII Междунар. науч. конф. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2013. С. 72–100.
40. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 2011. 302 с.
41. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Academia, 2002. 317 с.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 210 — 224
Скачиваний: 529