САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-190-198
С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования – рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.
Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию
Библиография:
1. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.
2. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 288 с.
3. Виноградский М. Д., Шканова О. М. Организация труда менеджера. Киев, 2002. URL: https://banauka.ru/1075.html (дата обращения: 10.06.2021).
4. Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1 (74). С. 14–16.
5. Ларина Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.
6. Алешина С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 22 с.
7. Маралов В. Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2015. № 4. С. 147–152.
8. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3 (84). С. 374–381.
9. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М., 2007. 255 с.
10. Щукина М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1. С. 154–164.
11. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/27212?p_page=5 (дата обращения: 12.07.2021).
12. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 235 с.
13. Кулеш Е. В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: на примере подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 27 с.
14. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222–235.
15. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и Зло в психологии человека. Казань; Нижнекамск: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 176 с.
16. Попов Л. М., Закирова М. А. Теория и технология саморазвития ответственности студентов // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. С. 3–8.
17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
19. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
20. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция Сергея Леонидовича Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.
21. Брушлинский А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 208–268.
22. Знаков В. В. Психология человеческого бытия: проблемы и преспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.
23. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120–132.
24. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 190 — 198
Скачиваний: 778