ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1917 – НАЧАЛЕ 1930-х гг.
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-146-161
Опорой для проведения современных образовательных реформ является исторический опыт, поэтому в современных исторических и историко-педагогических исследованиях проблемы истории образования занимают значительное место. В историографии вопросов развития педагогического образования в России долгие годы сохранялись две независимые исследовательские традиции, первая из которых была обращена к дореволюционной истории образования, вторая – к истории советской школы. Что касается истории образования в период революции и Гражданской войны, то глубоких научных работ, тем более в региональном разрезе, вплоть до конца XX в. практически не было. В первые десятилетия советской власти в историографии отношение к проблемам развития образования было напрямую связано с идеологическими установками. Последние предполагали критичное или исключительно негативное отношение к дореволюционному наследию. Постепенно утверждалось ошибочное мнение, что отечественное педагогическое образование началось с организации в СССР учебных заведений нового типа – педагогических институтов. В 1950–1960-е гг. история педагогического образования нередко рассматривалась как отдельное направление научных исследований, однако ученые акцентировали внимание на достижениях и нововведениях в организации советского образования, совершенно не учитывая объективных данных о многочисленных заимствованиях Наркомпросом политики, методов и приемов управления системой образования, сложившихся в дореволюционный период. Когда с конца 1960-х гг. исследователи получили возможность доступа ко многим ранее закрытым архивам, изучение истории педагогического образования обрело второе дыхание. Но только с 1990-х гг. постепенно исчезает догматическое отношение к историческому материалу 1917 – начала 1930-х гг., чему способствовало изменение общественных умонастроений, свобода слова, доступность исследователям обширных исторических материалов. В постсоветский период особую актуальность приобрел вопрос о преемственности досоветской и советской истории, в том числе и истории образования. В последнее время появилось значительное число публикаций, в которых напрямую или как сопутствующие рассматриваются проблемы подготовки учительских кадров в регионе в первые десятилетия советской власти. Вместе с тем во многих современных публикациях присутствуют неточности формулировок, ошибочные факты, которые кочуют из работы в работу. Подчас авторы пользуются ограниченным подбором источников, излишне вольно интерпретируют данные, что, безусловно, снижает качество научных исследований. Анализ литературы показал, что научных исследований, в комплексе раскрывающих процессы разработки в 1917 – начала 1930-х гг. стратегии модернизации советской системы педагогического образования и ее реализации в регионах, пока недостаточно. Обращает внимание полное отсутствие современных обобщающих работ по истории педагогического образования в условиях введения всеобщего обучения в Сибири и на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: историография, история педагогического образования, история образования в Сибири и на Дальнем Востоке, анализ исторической литературы, образование в годы революции и Гражданской войны
Библиография:
1. Королев Ф. Ф. За качество коммунистического воспитания в пионеротряде // Вожатый. 1930. № 17. С. 4–13.
2. Королев Ф. Ф., Раскин Л. Е. Воспитательные задачи школы. 3-е изд., перераб. и значит. доп. М.: Молодая гвардия, 1930. 240 с.
3. Крупская Н. Основные линии переподготовки учительства // Народное просвещение. 1924. № 5. С. 25–27.
4. Шульгин В. О педагогической переподготовке работников социального воспитания // Народное просвещение. 1924. № 5. С. 39–45.
5. Учительская школа: педагогический сборник, выпущенный по случаю 50-летнего юбилея Петроград. практ. ин-та нар. образования (б. Земской учит. шк.). М.; Пг.: Педагогическая мысль, 1922. 132 с.
6. Вятский педагогический институт им. В. И. Ленина. X лет. 1918–1928. Вятка: Изд-во Вятского пед. ин-та им. В. И. Ленина, 1928. 259 с.
7. Королев Ф. Ф. Против антиленинской теории отмирания школы. М.: Молодая гвардия, 1932. 135 с.
8. Степанов С. Г., Шульгин В. Н. // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 4 / гл. ред. И. А. Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 291.
9. Моносзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики 1917–1987 гг. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
10. Вендровская Р. Б., Крупенина М. В., Шульгин В. Н. О взаимодействии школы и среды // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 110–114.
11. Шульгин В. Н. Ленинизм в педагогике. Переизд. // Советская педагогика. 1990. № 4. С. 113–118.
12. Богуславский М. В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М.: Просвещение, 2005. 190 с.
13. Королев Ф. Ф. Народное образование в России накануне Февральской революции 1917 г. // Советская педагогика. 1955. № 12. С. 41–67.
14. Клабуновский И. Г. Четверть века педагогического образования // Советская педагогика. 1942. № 11–12. С. 1–11.
15. Шимбирев П. Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России // Советская педагогика. 1946. № 12. С. 49–61.
16. Желваков Н. А. Начало строительства советского педагогического образования (1917–1920 гг.) // Советская педагогика. 1947. № 10. С. 71–80.
17. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. 471 с.
18. Сосновская Г. П. Школы-коммуны и детские городки (учебно-воспитательные учреждения типа интерната) в РСФСР в 1918–1926 гг.: дис. … канд. пед. наук. М., 1963. 332 с.
19. Осовский Е. Г. Возникновение и развитие школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) (1918–1933 гг.): дис. … канд. пед. наук. М., 1963. 334 с.
20. Зябкин В. Е. Советская педагогическая журналистика Сибири в борьбе за новую школу (1920–1932 гг.): дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1965. 275 с.
21. Королев Ф. Ф. Очерки истории советской школы и педагогики 1917–1920 гг. М.: АПН РСФСР, 1958. 549 с.
22. Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921–1931. М.: АПН РСФСР, 1961. 507 с.
23. Васильев К. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918–1931 гг.). Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1966. 294 с.
24. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917–1941) / Отв. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, З. И. Равкин. М.: Педагогика, 1980. 456 с.
25. Жураковский В. М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 422 с.
26. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX – начале ХХ в.: в 2 т. М.: Мариос, 2011. Т. 1. 648 с.; Т. 2. 672 с.
27. Сенявский А. С. «Урбанизационный переход» России в XX веке как составляющая модернизационного процесса: условия, реализация, результаты // Россия на рубеже XXI века. М.: Наука, 2000. С. 216–237.
28. Кальсина А. А. Особенности модернизационных процессов в сфере образования в период социальных трансформаций российского общества в первой трети ХХ столетия // АНТРО: Анналы научной теории развития общества: Научный вестник. Пермь, 2008. Вып. 5. С. 95–114.
29. Белканов H. A. Советская школа и педагогика 1920-х годов в призме педагогической советологии. Елец: ЕГУ им. H. A. Бунина, 2002. 296 с.
30. Добротенко Ю. Б. Вузовская профессиональная подготовка учителей: 1917–1941 // Гуманитарные исследования. 2014. № 2 (3). История. С. 62–67.
31. Силин А. В. Проблемы учительства и подготовки педагогических кадров в письменном наследии Н. К. Крупской (конец XIX – октябрь 1917 года) // Вестн. Северного (Арктического) федер. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 28–37.
32. Государственная регламентация образовательной деятельности: вопросы теории и практика правоприменения / С. И. Феклин, Г. Т. Алимов, Н. М. Ладнушкина. М.: Книгодел, 2017. 292 с.
33. Богуславский М. В. Формирование концепции содержания общего среднего образования единой трудовой школы РСФСР: дис. … д-ра пед. наук. М., 1994. 406 с.
34. Филоненко Т. В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX – первой трети XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Воронеж, 2004. 540 с.
35. Абалов А. Р. Школьная политика Советского государства в 1918–1927 гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2006. 264 с.
36. Ашенова Т. М. Доктрина советского образования и современная реформа образования // Национальные приоритеты России. 2012. № 1 (6). С. 30–34.
37. Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. № 1. С. 4–28.
38. Педагогическое образование в России: становление и развитие / под общ. ред. Л. Л. Редько; под науч. ред. В. В. Колпачева. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 279 с.
39. Войтеховская М. П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX – начале XX вв. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 316 с.
40. Кочурина С. А. Политика народного комиссариата просвещения в области подготовки учительских кадров (1918–1921) // Общественные науки. 2012. № 6-2. С. 185–191.
41. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Законодательные инициативы по реформированию педагогического образования на Дальнем Востоке в 1918–1922 гг. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 152–166.
42. Курасов С. А. Институты народного образования – первый советский эксперимент в сфере высшего образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3 ч. Ч. II. C. 116–119.
43. Белоглазова Н. И. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20–30-х гг. XX в. Очерки истории / отв. ред. Л. И. Галлямова; рец.: В. А. Королева, Л. Е. Фетисова. Владивосток: Дальнаука, 2001. 191 с.
44. Фалей М. В. История становления и развития педагогического образования на Сахалине: 1925–2000 гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2002. 169 с.
45. Рыженко В. Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е гг.: вопросы теории, истории, историографии и методов исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Омск: Омский гос. ун-т, 2003. 370 с.
46. Исаев В. И. Социальная мобильность молодежи в системе общего и профессионального образования в 1920–1930-е гг. // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т. 9. Серия: История. С. 116–123.
47. Кальсина А. А. Общество, власть и школа в условиях Гражданской войны в Урало-Сибирском регионе (1918–1919 гг.) // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект): сб. материалов междунар. науч. конф.; под общ. ред. В. А. Веременко, отв. ред. С. В. Степанов. СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 17–22.
48. Борисова И. В. Становление и развитие системы педагогического образования в Западной Сибири в 1920–1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2001. 203 с.
49. Алешкина А. В. Становление региональной системы среднего педагогического образования в Восточном Забайкалье: дис. … канд. пед. наук. Чита, 2004. 213 с.
50. Лынша О. Б., Коршунова И. Л. От учительской семинарии до института: к истории Уссурийского государственного педагогического института, 1909–1954 гг. Уссурийск: Издательство УГПИ, 2011. 232 с.
51. Ценюга С. Н., Ценюга И. Н. Красноярская учительская семинария в истории становления педагогического образования Приенисейского края (1873–1920 гг.) // Вестн. гуманитарного образования. 2020. № 2 (18). С. 119–127.
52. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Томский учительский институт: возвращенная история. 1902–1920 годы. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 239 с.
53. Войтеховская М. П., Галкина Т. В. Томский педагогический: от института к университету. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 267 с.
54. Войтеховская М. П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX – начале XX вв. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 316 с.
55. Учительские семинарии и учительские институты Западно-Сибирского учебного округа. Сборник документов и материалов / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина, О. В. Перова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 450 с.
56. Пономарев С. А. Развитие педагогического образования в Западной Сибири в 1930–1940-е гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2018. 261 с.
57. Лынша О. Б. Никольск-Уссурийская женская учительская семинария в годы Гражданской войны (1917–1919 гг.) // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории: прогр. и тез. докл. науч. сообщ. Второй Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию окончания Гражданской войны и иностранной интервенции (Владивосток, 25–27 окт. 2012 г.). Владивосток, 2012. С. 213–216.
58. Красильников С. А. Социально-политическое развитие интеллигенции Сибири в 1917 середине 1930-х гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Новосибирск, 1995. 44 с.
59. Соскин В. Л. Советская регионально-культурная политика в Сибири (1920–1930 годы): Эволюция исследовательских подходов // Национально-культурная политика в Сибирском регионе в ХХ веке. Новосибирск, 2004. С. 152–196.
60. Рыженко В. Г., Назимова В. Ш., Алисов Д. А. Пространство советского города (1920-е – 1950-е гг.): теоретические представления, региональные социокультурные и историко-культурологические характеристики (на материалах Западной Сибири) / отв. ред. В. Г. Рыженко. Омск: Наука, 2004. 292 с.
61. Яковлева В. В. Реформирование отечественного образования в контексте филиации идей в первой трети XX века: дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2004. 189 c.
62. Малявина Л. С. Роль ученых Урала и «Белой» Сибири в развитии высшей школы и науки Дальнего Востока России (1928–1922 гг.) // Вестн. Томского гос. ун-та. 2010. История. № 3 (11). С. 57–71.
63. Костерев А. Г., Литвинов А. В. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы в контексте советской модернизации // Вестн. Томского гос. ун-та. 2016. № 403. С. 69–78.
64. Андреев Д. А. «Красный студент» и политика пролетаризации высшей школы // Новое литературное обозрение. 2008. № 90. С. 42–62.
65. Костерев А. Г., Хаминов Д. В. Томский научно-образовательный комплекс (посл. четв. XIX – сер. XX в.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TGPU Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 13–20.
66. Костерев А. Г., Хаминов Д. В. Региональные научно-образовательные комплексы России: проблемы и перспективы изучения (на примере Западно-Сибирского научно-образовательного комплекса посл. четв. XIX в. – сер. XX в.) // Вестн. Томского гос. ун-та. 2013. № 375. С. 79–84.
67. Богуславский М. В. Разработка и реализация вариативных стратегий модернизации системы советского образования (1917–1930 гг.) // Проблемы современного образования. 2015. № 4. С. 53–64.
68. Белоглазова С. Б. Реформа региональной системы образования в контексте концепции Единой школы (1915–1927 гг.) // Дальний Восток России и страны Восточной Азии накануне и в годы Первой мировой войны. Владивосток: Рея, 2016. С. 230–235.
69. Костерев А. Г., Литвинов А. В. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы в контексте советской модернизации // Вестн. Томского гос. ун-та. 2016. № 403. С. 69–78.
70. Лисицкий Д. В., Осипов А. Г., Кичеев В. Г., Савиных В. Н., Макаренко Н. Н. Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX – начало XXI в.) // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. Т. 7, № 3. С. 157–175.
71. Помелов В. Б. Программно-методическая работа Наркомпроса РСФСР в первые годы советской власти // Вестн. Вятского гос. ун-та. 2018. № 4: Педагогические науки. С. 95–104.
72. Бакшеев А. И., Андренко О. В., Филимонов В. В., Ноздрин Д. А. Особенности развития образования в период нэпа на территории Сибири // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 142–144.
73. Костык Д. С., Галушка В. Н. История развития педагогического образования в Сибири // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. С. 127–130.
74. Ярославцева Н. В., Кокоулин В.Г. Развитие образования в Сибири: уроки прошлого и современность // Вестн. педагогических инноваций. 2020. № 2 (58). С. 15–23.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 146 — 161
Скачиваний: 646