ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-84-94
Показаны современные направления развития системы среднего профессионального образования (СПО) в России. Обозначены особенности СПО Томской области и стратегические цели его преобразования в контексте их взаимосвязи с приоритетами социально-экономического развития региона. Представлено экспертно-теоретическое обоснование целесообразности использования кластерного подхода для развития региональных систем СПО. Аргументированы необходимость и продуктивность управления изменениями в региональной системе СПО средствами кластерной политики. Предложено проектное видение нового дизайна инфраструктуры СПО Томской области в логике кластерной политики. Доказательно заданы базовые характеристики кластеров двух видов: образовательного и образовательно-отраслевого, приведены научно обоснованные гипотезы о закономерностях их эффективного функционирования. Обоснованы проектные предложения, отражающие организационно-педагогические механизмы интеграции практик СПО и непрерывной профессионализации действующих кадров реального сектора экономики в кластерном формате. Обозначены способы такой интеграции. Предложено экспертное авторское видение условий реализации образовательного потенциала взаимодействия субъектов, включенных в кластерно-отраслевые сообщества. Обобщен имеющийся практический опыт, отражающий проектирование изменений в управлении развитием СПО на основе кластерного подхода в Томской области. Спрогнозированы социально-экономические и образовательные перспективы кластерно-сетевого взаимодействия в региональной практике СПО для решения актуальных и перспективных задач его развития на региональном уровне. Материалы статьи основаны на результатах образовательного проектирования и подготовлены при использовании исследовательских методов теоретического анализа, опроса, экспертного метода.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, среднее профессиональное образование, кластерный подход, кластерная политика, кластерно-сетевое взаимодействие, образовательно-отраслевой кластер
Библиография:
1. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html (дата обращения: 12.03.2021).
2. Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 02.03.2021).
3. Гаврилова А. П. Кластерный подход на примере Томской области // Тарифное регулирование и экспертиза. 2018. № 1. С. 12–13.
4. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
5. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода в экономике: автореф. дис. … д-ра экон. наук. Новосибирск, 2014. 46 с.
6. Соколов А. П., Климюк Л. Я. Кластерная система как основа повышения конкурентоспособности региональной экономики // Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии: сб. материалов рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2015. Ч. 1. С. 95–97.
7. Кривых С. В., Кирпичникова А. В. Кластерный подход в профессиональном образовании:. СПб.: ИНОВ, 2015. 140 с.
8. Рычихина Н. С. Образовательный кластер как стратегия развития сферы образования // Профессиональное образование. 2014. № 19 (346). С. 39–46.
9. Скорнякова Э. Р. Управление современной школой на примере образовательного кластера // IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России». Новосибирск, 2011. URL: http://www.zrns.ru/2konf_arhiv_pn9.html (дата обращения: 07.09.2021).
10. Фадина Т. В. Образовательный кластер как механизм реализации потребности на рынке образовательных услуг // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 5. С. 100–114.
11. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство / под ред. А. Ф. Уварова. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
12. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года. Приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области № 2580 от 26.03.2015. URL: https://www.tomsk.gov.ru/ctrategija-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-tomskoj-oblasti-do-2030-goda (дата обращения: 02.10.2021).
13. Хамидуллина Г. Р., Тимирясова А. В., Гафиуллина Л. Ф. Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. 128 с.
14. Суханова Е. А., Зобнина А. А. Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования) // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 77–85.
15. Смышляева Л. Г., Войтеховская М. П., Веснина Л. В., Колесникова Е. В., Матвеев Д. М., Высокоморная Ю. И. Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 131–143.
16. Колесникова Е. В. История развития и некоторые аспекты становления профессионального образования на факультете технологии и предпринимательства ТГПУ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 16–20.
17. Бермус А. Г. Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4. URL: http://LLL21.petrsu.ru (дата обращения: 02.10.2021).
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 84 — 94
Скачиваний: 575