ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВИДЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-64-75
В последнее десятилетие доля молодежи среди населения России заметно сократилась. Тем не менее эта социальная группа и ее досуговая деятельность представляют особый интерес для исследований, нацеленных на выявление хобби и увлечений современных молодых людей и их связь с аддиктивным поведением. Рассматривается содержательная составляющая понятия «досуговая деятельность» в молодежной среде. Отмечается наличие противоречий в использовании синонимичных понятий «досуг» и «свободное время». Характеризуются принципиальные различия между понятиями «досуг», «хобби» и «увлечение». Затронут вопрос связи современных хобби и увлечений молодежи с развитием кибераддиктивного поведения. Приводятся результаты исследования, проведенного среди школьников г. Томска, о выявлении интересов современной молодежи и наличии/отсутствии или предрасположенности подростковой группы к интернет-зависимости в связи с их досуговой деятельностью. Выявлено, что практически половина респондентов не имеет конкретного хобби. Установлено, что с более высокой вероятностью появление кибераддикции свойственно тем, у кого нет хобби вовсе, а также тем, чья досуговая деятельность является пассивной. Выявлена широкая распространенность увлечения социальными сетями и компьютерными играми у школьников г. Томска, при этом у более чем половины респондентов отмечена предрасположенность к интернет-зависимому поведению, а у пятой части опрошенных кибераддиктивное поведение уже сформировано.
Ключевые слова: досуговая деятельность, хобби, увлечения, молодежь, свободное время, пассивный и активный досуг, кибераддикция
Библиография:
1. Анушина А. С. Хобби как способ досугового времяпрепровождения молодежи // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 2 (42). С. 295–300.
2. Кабадейцева О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 3. С. 14.
3. Щепеткова И. О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 121–128.
4. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1988. С. 60.
5. Минц Г. И. Свободное время: желаемое и действительное. М.: Мысль, 1978. 64 с.
6. Владимирова А. П. Труд и рекреация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: тез. докл. республиканской межвуз. науч. конф. Гродно, 1992. Ч. II. С. 152.
7. Ломовская С. А., Синогина Е. С. Особенности досуга современной молодежи // Материалы международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. Ч. 4. С. 158–161.
8. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социокультурной деятельности. М., 1995. С. 38.
9. Понукалина О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 137–142.
10. Чухарев В. С., Рогач О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к активному и пассивному досугу // Новое поколение. 2018. № 15. С. 190–196.
11. Понукалина О. В. Виртуальная «Цивилизация досуга» российской провинции // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2008. № 33. С. 80–87.
12. Шелехов И. Л., Гадельшина Т. Г. Аддиктивные состояния: учеб.-метод. комплекс. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 332 с.
13. Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 99–107.
14. Захарова Т. Ю., Синогина Е. С., Смирнова А. А. Влияние кибераддикции на характеристики внимания подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 106–112.
15. Ломовская С. А., Васильева Д. С. Роль виртуальной реальности в воспитании личности // Материалы IХ Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения». Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 115–119.
16. Захарова Т. Ю., Синогина Е. С., Манина А. П. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 209–219.
17. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность при разной выраженности интернет-зависимого поведения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 6–21
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Страницы: 64 — 75
Скачиваний: 534