АНАЛИЗ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-38-44
Рассмотрена проблема анализа и интерпретации музыкального произведения с точки зрения теоретиков музыки и педагогов-музыкантов. Обоснована вариативность подходов к анализу, обусловленная категорией слушателей музыки, жанром произведения, неповторимостью, уровнем сложности и продолжительностью звучания, уникальностью мировоззрения композитора. Охарактеризованы отдельные виды анализа в зависимости от целевой направленности, указаны трудности и пути их преодоления. Анализ инструментальных произведений с позиций интонационной теории (интонационно-образный анализ) – своего рода социальное, историческое, художественное исследование, при котором необходима организация общения детей с автором и исполнителями сочинения в форме живого диалога, направленного на погружение в художественно-образный мир произведения, выявление смысла и эмоционально-ценностных отношений, воплощенных в образах-интонациях, формирование к нему собственного отношения (В. В. Медушевский). Представленные виды музыковедческого анализа применяются в практике музыкального образования школьников в зависимости от особенностей произведения и предпочтений педагога. Показан пример музыкально-педагогического анализа инструментальной пьесы студентами как один из возможных вариантов для использования в педагогической практике с учащимися общеобразовательной школы.
Ключевые слова: анализ, интерпретация, музыкальный язык, педагог-музыкант, дети, произведение, ценности, смысл, интонация, метод
Библиография:
1. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Ценностно-смысловые аспекты подготовки личности к профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 96–101. DOI: 10 23951/2307-6127-2017-4-96-101
2. Балашова С. С., Медушевский В. В., Тарасов Г. С. и др. Музыкальное произведение и музыкальный язык // Спутник учителя музыки / сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. С. 116–125.
3. Молоствова И. Е. Художественная интерпретация как форма взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3. С. 27–33.
4. Цуккерман В. А. О некоторых особых видах целостного анализа / Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. С. 409–426.
5. Красильникова М. С. Постижение музыкального произведения школьниками: целостный анализ и его интерпретация // Педагогика искусства. 2017. № 1. С. 92–101.
6. Назайкинский Е. В. Метод // В. А. Цуккерман – музыкант, ученый, человек… Статьи, воспоминания, материалы. М.: Композитор, 1994. С. 25–35.
7. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978. 351 с.
8. Холопов Ю. Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. М.: Советский композитор, 1985. Вып. 6. С. 145–151.
9. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. С. 178–194.
10. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка, 1–8 классы / под ред. Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006. С. 5–18.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Страницы: 38 — 44
Скачиваний: 511