ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕХАНИЗМ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-27-37
Государственная политика в сфере образования определяет значимость дополнительного образования детей как элемента общей системы выявления и развития талантов и способностей у детей и молодежи. Дополнительное образование, являясь подсистемой общего образования, в региональном контексте рассматривается как открытая вариативная педагогическая система, работающая на достижение общенациональной цели по развитию талантов и самореализации подрастающего поколения. Отвечая вызовам современности, постепенно формируются новые региональные практики управления сферой дополнительного образования, включающие активные горизонтальные и межуровневые связи, интеграцию внеинституциональных поставщиков образовательных услуг в общий содержательный контур, децентрализацию управленческих механизмов. Рассматриваемое как основа «образования в течение жизни» понятие «дополнительное образование детей» приобретает новые смысловые характеристики, включающие требования к содержанию образовательных результатов, преемственность образовательных программ, ориентацию на различные категории обучающихся. Для разрешения противоречия между складывающейся региональной практикой и недостаточной научной обоснованностью используемых подходов требуется переосмысление традиционно применяемых исследователями методологических подходов к управлению сферой дополнительного образования на региональном уровне. Предпринята попытка применения экосистемного подхода к описанию сферы дополнительного образования в условиях конвергентной образовательной среды.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, региональная образовательная экосистема, конвергенция, экосистемный подход
Библиография:
1. Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Беликов А. А. и др. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014. № 37. Ст. 4983.
3. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: история и современность. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 353 с.
4. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 5–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodologicheskie-podhody-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 23.05.2021).
5. Буйлова Л. Н. Методология и методологические подходы к исследованию проблемы развития дополнительного образования детей // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 9. С. 111–154.
6. Золотарева А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2006. 339 с.
7. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2006. 53 с.
8. Фуникова Н. И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей (региональный аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 24 c.
9. Гущина С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников: Муниципальный аспект: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2000. 14 с.
10. Лебедев В. В. Управление развитием учреждений дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2007. 23 с.
11. Степанов Ю. В. Развитие учреждения дополнительного образования малого города: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
12. Смекалова Е. М. Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2001. 23 с.
13. Лобанов В. В. Этапы и условия развития дополнительного образования детей в многопрофильных внешкольных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 23 с.
14. Федотова В. Г. Дополнительное образование во внешкольных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 19 с.
15. Валеева М. А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 18 с.
16. Серякова С. Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 19 с.
17. Белякова Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.
18. Каргина З. А. Теория и практика повышения квалификации педагогов дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 18 с.
19. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 436 с.
20. Комаров В. В. Региональная модель управления качеством дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2002. 24 с.
21. Кувшинкова И. А. Научно-методическое обеспечение регионального дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 20 с.
22. Костин А. К. Система дополнительного образования детей в социокультурном развитии региона: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 42 с.
23. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912090014 (дата обращения: 20.05.2021).
24. Новикова Т. Г., Лазутова М. Н., Скворчевский К. А., Сусакова О. Н. Логика конвергентного подхода в московском образовании / под ред. А. И. Рытова. М.: ГАОУ ДПО МЦРКПО, 2018. 76 с.
25. Арташкина Т. А. Глобальные условия современной трансформации института образования // Философия образования. 2018. № 74, вып. 1. С. 3–17.
26. Менеджмент в образовании: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. С. Ю. Трапицына. М.: Юрайт, 2018. 413 с.
27. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 20.05.2021).
28. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. 880 с.
29. Соколова Н. А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2007. 42 с.
30. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей // Теория и практика дополнительного образования. 2007. № 9. С. 23–27.
31. Типовые модели направленностей дополнительного образования детей. URL: https://ioe.hse.ru/ds/newplace (дата обращения: 18.05.2021).
32. Щедровицкий П. Г. Нормы образовательной культуры перед лицом третьей промышленной революции. URL: https://shchedrovitskiy.com/normi-obrazovatelnoy-kultury (дата обращения: 18.05.2021).
33. Махновец С. Н., Попова О. А. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2017. Вып. 4. С. 141–149.
34. Образование для сложного общества. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Obrazovanie-dlyaslozhnogo-obshhestva.pdf (дата обращения: 18.05.2021).
35. Кондаков А. М., Сергеев И. С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. 2020. № 12. С. 5–22.
36. Пермяков О. Е., Китин Е. А. Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем // Управленческое консультирование. 2020. № 11. С. 119–129.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 27 — 37
Скачиваний: 624