ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СИНЕСТЕЗИИ ПРИ ОСВОЕНИИ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-222-231
Рассматривается проблема разработки и апробации комплекса мнемотехнических приемов «Синестет» в рамках внедрения в образовательный процесс школ и вузов учебного курса «Основы мнемотехники». Проблема обучения мнемотехникам является актуальной для отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки и образовательной практики, так как воспроизведение большого количества учебной (научной) информации требует использования ресурсов памяти обучающихся, а на фоне имеющегося дефицита специальных методик и техник запоминания данный процесс становится неэффективным. Теоретической основой исследования являются работы в области нейропсихологии, психофизиологии, нейропедагогики, нейродидактики. Особое внимание уделено изучению феномена синестезии. Результатом внедрения комплекса мнемотехнических приемов «Синестет» является развитие у обучающихся умения и готовности активизировать визуальную, аудиальную и кинестетическую память при восприятии, сохранении, переработке и воспроизведении учебной информации. Высокие результаты достигают обучающиеся, которые проявляют творческую активность и создают персональные системы более рациональной работы памяти на основе учета особенностей функционирования собственной модальности внутреннего опыта (репрезентативной системы).
Ключевые слова: нейропсихология, нейродидактика, мнемотехники, синестезия, синестетические способности, модальность внутреннего опыта, обучающиеся
Библиография:
1. Куликова О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению // Вестник МГЛУэ 2014. № 14 (700). С. 107–114.
2. Подлиняев О. Л. Эффективная память. 7-е изд., испр. и доп. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2014. 200 с.
3. Челпанов Г. И. Что такое мнемоника? Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. 658 с.
4. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград: Учитель, 2000. 61 с.
5. Зиганов М. А., Козаренко В. А. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления). М.: Школа рационального чтения, 2000. 304 с.
6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М.: Эйдос, 1994. 102 с.
7. Джемс У. Память // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. 325 с.
8. Cytowic R. E. Eagleman D. M. Wednesday is Indigo Blue: Discovering the Brain of Synesthesia (with an afterword by Dmitri Nabokov). Cambridge: MIT Press, 2009. Р. 320.
9. Алексеева А. В. Синестезия в искусствознании. Специфика интерпретации термина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2013. С. 363–367.
10. Заиченко А. А., Картавенко М. В. Синестезия – феноменология, виды, классификации // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 3. С. 48–60.
11. Прокофьева Л. П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского ун-та. 2010. № 1. С. 3–10.
12. Gray J. A., Parslow D. M., Brammer M. J., Chopping S., Vythelingum G. N., Fytche D. H. Evidence Against Functionalism from Neuroimaging of the Alien Colour Effect in Synaesthesia // Cortex. 2006. Vol. 42, is. 2. Р. 317.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 222 — 231
Скачиваний: 500