ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-33-40
Анализируется проблема необходимости формирования готовности будущих педагогов к инклюзии в процессе профессиональной подготовки в вузе, а также ее структурные компоненты и их содержание. В структуре указанного вида готовности выявляются мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты. Констатируется, что проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии является проблемным полем в современном научном дискурсе, так как ее системное решение пока не найдено. Целью является исследование сформированности готовности будущих педагогов к инклюзии школьников в процессе профессиональной подготовки в вузе. Приводятся результаты эмпирического исследования сформированности готовности будущих педагогов к инклюзии школьников. Даются рекомендации по формированию профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзии школьников в процессе обучения в университете, где изучаются на третьем и четвертом курсах следующие дисциплины: «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования»; происходит введение производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики на базе организаций образовательной и социальной сферы, оперативный мониторинг сформированности готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников с ОВЗ.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная готовность, инклюзивное образование, будущие педагоги
Библиография:
1. Ряписова А. Г. Инклюзивное образование как системная инновация // Вестник Новосибирского гос. ун-та. 2017. Т. 7, № 1. С. 7–20.
2. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 112–12.
3. Фиофанова К. А. Edutainment – новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). C. 154–163.
4. Руднева И. А. Развитие социальной зрелости личности в период студенчества // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Междунар. научно-практ. конф., Волгоград, 14–16 октября, 2011 г. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкого, О. П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). Волгоград: Перемена, 2011. С. 66–67.
5. Бородаева Л. Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России // Грани познания. 2012. № 3. С. 24–28.
6. Сергеева А. И. Инклюзивно ориентированная подготовка учителей-логопедов в вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 70–78.
7. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Челябинск: Образование, 2006. 187 с.
8. Даньшина В. В. Формирование личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2009. 21 с.
9. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198–202.
10. Тумашева О. В., Кириллова Н. А., Михалкина Е. А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 43–61.
11. Тумашева О. В., Турова И. В. Моделирование кластера методических компетенций студентов педагогического вуза // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 8 (173). С. 24–29.
12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9–28.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 33 — 40
Скачиваний: 526