К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-9-20
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования требует определенных изменений в организации образовательного процесса, в частности его большей практикоориентированности. Современная педагогическая практика остается фактически единственно доступным вариантом получения первичного опыта будущих педагогов. Между тем, несмотря на всю их значимость, многие исследователи отмечают пробелы в ее организации, что сказывается и на уровне развития профессиональных компетенций выпускников. Целью представленного исследования является изучение особенностей развития профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и начальных классов КРО в процессе прохождения производственной педагогической практики. В качестве материалов изучения были использованы работы, посвященные рассмотрению вопросов производственной педагогической практики в различных образовательных учреждениях, а также результаты экспериментального исследования на основе модульных технологий. Представлены данные психолого-педагогического исследования по развитию профессиональных компетенций студентов-педагогов, в основу которого положена разработка дополнительных учебных модулей, ориентированных на самостоятельную практическую работу студентов, в частности в рамках практической подготовки. Методами исследования, помимо теоретического анализа, выступили психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, методы статистической (количественной) и качественной обработки данных. Описаны результаты диагностики ожидаемого и субъективного роста уровня развития профессиональных компетенций по результатам прохождения производственной практики.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, производственная педагогическая практика, студенты, педагогические специальности, коррекционные педагоги, модульная технология обучения, диагностика компетенций
Библиография:
1. Бибикова Н. А. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов при прохождении практики // Основы педагогического менеджмента. 2016. № 3. С. 29–36.
2. Стежко А. С., Фиалко А. И. Применение интерактивных технологий обучения в процессе формирования профессиональных компетенций будущих педагогов // Технолого-экономическое образование. 2020. № 14. С. 68–72.
3. Сайтханов А. Ф., Сайтханова В. Я., Хайртдинова Л. Ф. Оптимизация формирования профессиональных компетенций будущего педагога в процессе производственной практики // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7–9. С. 123–128.
4. Прохорова И. К. Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2015. № 11 (20). Педагогические науки. С. 56–58.
5. Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.
6. Лебедева О. В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 184 с.
7. Рындак В. Г., Елагина Л. В. Структура профессиональной компетентности будущего специалиста и оценка уровня ее сформированности // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 281–286.
8. Соколов В. М., Соколова В. В. Компетентность как фактор конкурентоспособности // Социология социальных трансформаций / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003. С. 29–36.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
10. Коковина Л. Н. Формирование профессиональных компетенций бакалавров – будущих педагогов // Вопросы педагогики. 2020. № 1-1. С. 98–108.
11. Зеер Э. Ф. и др. Модернизация профессионального образования: комплексный подход: учеб. пособие. М., 2005. 215 с.
12. Ислямова Э. А. Определение понятия и структуры предметно-практических компетенций в условиях практического (производственного) обучения будущих педагогов профессионального обучения // Педагогические науки. 2020. № 1 (34). С. 238–241.
13. Куликова Л. М. Модернизация содержания и организации педагогической практики в физкультурном вузе. М.: Теория и практика физической культуры, 2004. 268 с.
14. Саврасова А. Н. Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педагогической практики: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 168 с.
15. Бозиев Р. С., Стрельницкая Л. П. Способы представления теоретических знаний в курсе педагогики для будущих учителей (круглый стол) // Педагогика. 2004. № 8. С. 3–4.
16. Оганесян Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения). М.: Пед. общество России, 2004. 176 с.
17. Алмазова И. Г., Долгошеева Е. В., Кондакова И. В., Числова С. Н. Роль образовательного процесса в вузе при формировании ключевых профессиональных компетенций у будущих педагогов начальной школы // Современный ученый. 2021. № 1. С. 146–152.
18. Акопова М. А., Оганнисян Д. А. Первые итоги психолого-педагогического исследования по развитию компетенций будущих коррекционных педагогов // Казанский пед. журн. 2020. № 3 (140). С. 241–249.
19. Шкерина Л. В., Шкерина Т. А. Дидактический потенциал междисциплинарных учебных модулей в формировании профессиональных компетенций будущих магистров-педагогов // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 72–79.
20. Тышковский А. В. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере: дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 481 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 9 — 20
Скачиваний: 606