СПЕЦИФИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ И СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-199-209
Рассматривается духовно-нравственная сфера подростков с девиантным и социально-нормативным поведением с точки зрения их представлений о совести. Отмечается важность изучения духовно-нравственных аспектов личности в пубертатный период, когда происходит формирование системы внутренних жизненных ценностей и представлений о себе. В результате исследования были выделены девять основных смысловых единиц представлений о совести для исследуемой выборки, таких как: совесть как нравственное отношение к поступку; совесть как субъект нравственного воспитания; совесть как жизненный путеводитель; совесть как позитивный феномен; совесть как негативный феномен; совесть как регуляторно-волевой механизм; совесть как механизм нравственного сознания; совесть как юридический механизм; совесть как коммуникативная функция.
Ключевые слова: совесть, представления о совести, пубертатный период, девиантное поведение, духовно-нравственная сфера, нравственное поведение
Библиография:
1. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. 413 с. (Психология социальных явлений).
2. Манеров В. Х. Совесть как показатель духовно-нравственных проблем информационного общества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 171.
3. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 2016. 282 с.
4. Соммэр Д. С. Мораль XXI века. М.: ЭЛЬ-рекордс, 2017.
5. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. № 4. Апрель 2007. C. 37–43.
6. Сагалкова О. А., Трувцев Д. В. Нарушения произвольной регуляции психической деятельности при социальной тревоге в контексте формирования антивитального и суицидального поведения // Инновации в науке. 2015. № 49. С. 93–101.
7. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию / пер. с лат. С. Ошерова. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 576 с.
8. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 312 с.
9. Ожиганова Г. В. Совесть как высшая моральная способность // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. С. 62–66. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-62-66
10. Сабиров В. Ш., Соина О. С. Этика и нравственная жизнь человека. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 488 с.
11. Белая И. А. Проблема обоснования морали как фундаментальной человеко- и социообразующей коммуникативной практики // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2012. № 1. С. 34–44.
12. Манеров В. Х. Методологические проблемы измерения и результаты исследования свойств и состояний совести // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2009. Вып. 6, C. 3–9.
13. Коhlberg L. Моral stages and moralisation the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior. Theory, research, and social issues. New York, 1976. Р. 31–53.
14. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.: Академический проект, 2019. 480 с.
15. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. 244 с.
16. Базалева Л. А., Шашков А. В. Особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN619.pdf (дата обращения: 24.04.2021).
17. Кошенова М. И. Уровень интеллектуального развития как предиктор формы девиантного поведения подростков // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 2. С. 102–112.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 199 — 209
Скачиваний: 610