ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-90-98
В настоящее время большую роль в освоении военной специальности играет личность каждого военнослужащего. Рассматривается личность военнослужащего с психологической стороны через сущность основных психических свойств, к которым относятся направленность, темперамент, характер и способности. Изучены немаловажные для военнослужащего волевые и эмоциональные качества личности, позитивные и негативные привычки, военно-профессиональная воспитанность военнослужащего, отражающаяся в его дисциплинированности. Раскрыто понятие профессионализма как уровня освоения профессиональной деятельности, соответствующей имеющимся в мире стандартам и объективным требованиям. Определена зависимость успешности служебно-боевой деятельности военнослужащих от их профессионализма. Описана структура военно-профессиональной компетентности, осознание которой каждым военнослужащим способствует раскрытию их творческого потенциала в пользу военной деятельности, мотивирует на успешное выполнение служебно-боевых задач. Приведены результаты проведенного анализа по изучению уровня готовности к выполнению служебно-боевых задач различными категориями военнослужащих. Полученные данные указывают на высокую степень готовности офицеров, принявших участие в эксперименте, к выполнению служебно-боевых задач. Военнослужащие по контракту и курсанты, принимавшие участие в эксперименте, показали уровень готовности к выполнению служебно-боевых задач, не выходящий за рамки показателя средних значений. Результат эксперимента подтверждает, что его участники обладают необходимыми профессиональными и личностными качествами, способствующими успешному выполнению стоящих служебно-боевых задач. Показатели готовности военнослужащих по контракту и курсантов, принимавших участие в исследовании, подталкивают к поиску путей повышения эффективности выполнения военнослужащими служебно-боевых задач повседневной деятельности.
Ключевые слова: военнослужащий, Росгвардия, служебно-боевая деятельность, личность, профессионализм, профессиональные качества личности военнослужащего
Библиография:
1. Philip S. Holzman. Personality. URL: https://www.britannica.com/topic/personality (дата обращения: 01.03.2021).
2. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
3. Психология личности: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007. С. 20.
4. Алещенко М. В. «Направленность личности» как черта характера военнослужащих // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. 2015. С. 8–12.
5. Фомина Н. А., Храмов М. Ю. Особенности темперамента военнослужащих // Актуальные проблемы современных гуманитарных наук: материалы Международной конференции молодых ученых. М., 2016. С. 294–298.
6. Ларешкин С. А. Учет особенностей проявления темперамента военнослужащих в служебной деятельности // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. 2016. С. 226–229.
7. Руслов М. А. Формирование характера военнослужащего в условиях профессиональной деятельности // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф: в 8 ч. 2016. С. 120–122.
8. Колосов С. В., Кудрявцев В. Е. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего к действиям в вооруженных конфликтах: сб. ст. XXXI Междунар. научно-практ. конф. в 4 ч. 2019. С. 115–119.
9. Чиркин В. М. Развитие волевых качеств военнослужащего // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф.: в 6 ч. 2017. С. 138–140.
10. Минченко В. В. Развитие волевых качеств военнослужащего // Новые информационные технологии в науке: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. 2016. С. 160–162.
11. Дворникова И. Н. Калинина Т. В. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество военнослужащих // Высшее образование сегодня. 2019. № 12. С. 59–61.
12. Психология и педагогика. Военная психология / под общ. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2004. С. 392–400.
13. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. С. 361–372.
14. Daniel W. Porcupile What is PROFESSIONALISM? What does Professionalism mean to you? URL: http://graduate.auburn.edu/wp-content/uploads/2016/08/What-is-PROFESSIONALISM.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
15. Косолапова Л. А. Категории «пространство» и «среда»: педагогический контекст // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. Серия: гуманитарные науки: науч. журн. / под общ. ред. В. Ф. Купавского. Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2020. № 1 (1). С. 28–33.
16. Кунтурова Н. Б., Селихина Н. В. Особенности исследования профессиональной компетентности офицерских кадров силовых структур // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2014. № 1. С. 70–74.
17. Хутчев С. Н. Проблемы формирования военно-профессиональных знаний, умений и навыков выпускников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, № 4. С. 117–119.
18. Пашкин С. Б., Минко Н. И., Минко А. Н. Психолого-педагогическая характеристика проверки и оценки знаний, умений и навыков военнослужащих в условиях профессиональной деятельности // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сб. науч. тр. СПб., 2017. С. 390–401.
19. Набока А. А. Межличностное оценивание психолога ОВД в профессиональном окружении в зависимости от профессиональной позиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 72–76.
20. Брель П. Ю. Формирование профессионально значимых качеств военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Междунар. научно-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. 2015. С. 256–259.
21. Григорьев О. В., Карасев Д. В. Проблемы формирования готовности офицера Росгвардии решать служебно-боевые задачи // Заметки ученого. 2020. № 1 (44). С. 80–84.
22. Акимова А. Ю., Созинова М. Д. Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 6–17.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 90 — 98
Скачиваний: 774