ВНЕДРЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-15-24
Предлагаемый обзор проблем внедрения целевой модели наставничества и их решений основан на анализе пилотного этапа в Санкт-Петербурге. Раскрыта основная методологическая и методическая коллизия внедрения. Она состоит в интерпретации наставничества, сущностно относящегося к неформальному образованию как технологии, что определяет риск формализации процесса. Выявлены риски упрощенного понимания педагогическим сообществом идейной основы целевой модели, а также неосведомленности общественности региона о данном проекте. Описаны варианты преодоления проблем формирования баз, наставляемых и наставников, дефицита ресурсов, обеспечения экологичности взаимодействия в наставнической паре или группе. Предложена стратегия оперативного решения проблем в диалоговом пространстве обсуждения новационного и традиционного подходов к организации наставничества.
Ключевые слова: наставничество, целевая модель наставничества, управление рисками, неформальное образование
Библиография:
1. Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-125 от 25.12.2019 г. «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/ (дата обращения: 12.03.2021).
2. Наставничество в системе образования России: практич. пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
3. Кларин М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2017. 28 с.
4. Максвелл Дж. Наставничество. Минск: Попурри, 2009. 160 с.
5. Богданова Л. А. Наставничество в профессиональном образовании: метод. пособие. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. 144 с.
6. Клищ Н. Н., Январев В. А. Наставничество на государственной службе – новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе). М.: ИД ВШЭ, 2014. 64 c.
7. Копылов А. Институты наставничества в российской и зарубежной промышленности. URL: http://www.uppro.ru/ (дата обращения: 24.03.2021).
8. Кудрявцева В. В., Савинова С. Ю. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. № 11. С. 141–148.
9. Русинов Е. Наставничество для подростков в трудных жизненных ситуациях. URL: https://clck.ru/TVwvZ (дата обращения: 12.03.2021).
10. Илакавичус М. Р. Взаимодействие сообществ неформального образования взрослых и традиционных учебных организаций: концептуальные основы // Непрерывное образование: ХXI век. 2020. № 2. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=5686 (дата обращения: 01.04.2021).
11. Кондратьева И. А. Наставничество как стиль работы современного руководителя // Образование личности. 2017. № 1. С. 63–65.
12. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
13. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского ун-та. 2018. Т. 6, № 2. С. 1–5.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 15 — 24
Скачиваний: 667