РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-ЦЕНТЕНИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-116-123
Рассмотрены вопросы необходимости развития у студентов-центениалов профессиональных, надпрофессиональных и самостоятельных навыков. Представлены результаты четырехлетней (с 2017 по 2021 г.) работы со студентами инженерной школы информационных технологий и робототехники в рамках образовательного курса «Предприимчивость». За этот период в исследовании приняло участие более 400 студентов 2-го курса в возрасте 19–20 лет, из них 93 % – мужчины. География респондентов представлена от Калининграда до Благовещенска, включая Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Алтайский и Красноярский края, Республику Алтай и Республику Бурятию, а также в исследовании приняли участие иностранные студенты из Казахстана, Китая и Вьетнама. Предложены возможные модели подготовки специалистов, способствующие формированию профессиональных (твердых), надпрофессиональных (мягких) и самостоятельных навыков у студентов-центениалов.
Ключевые слова: профессиональные, надпрофессиональные и самостоятельные навыки студентов, Т-модель, V-модель, W-модель, центениалы, цифровизация
Библиография:
1. Strauss W., Howe N. Generations: the history of America`s future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company Inc.,1991. 538 p.
2. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon, 2001. Vol. 9, Issue 5. P. 1–6.
3. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» / Национальный исследовательский ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с.
4. Колосов Е. А. Современное состояние профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 91–97.
5. Фадеев А. С., Змеев О. А., Газизов Т. Т. Модель университета 4.0 // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 172–178.
6. The hunt is on for the Renaissance Man of computing, The Independent (London), 1991. URL: https://www.researchgate.net/publication/319560599_The_T_shaped_designer_expertise_The_reverse-T_shaped_designer_horizon (дата обращения: 22.03.2021).
7. T-Shaped: The New Breed of IT Professional 2016, р. 6 Cutter Consortium. URL: https://www.cutter.com/article/t-shaped-new-breed-it-professional-492976 (дата обращения: 22.03.2021).
8. Официальный сайт компании Контек-Софт. URL: http://www.contek.ru/ (дата обращения: 15.03.2021).
9. Шваб К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. М.: Эксмо, 2016. 230 с.
10. Атлас будущих профессий. URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
11. Песков Д. Визионерские лекции «Зимнего острова» «Глобальные тренды развития компетенций». URL: https://www.youtube.com/watch?v=OwcXUzZ39jI (дата обращения: 15.03.2021).
12. Официальный сайт Инженерной школы информационных технологий и робототехники НИ ТПУ. URL: https://tpu.ru/university/structure/department/view?id=7951 (дата обращения: 13.03.2021).
13. Официальный сайт Томского государственного архитектурно-строительного университета. URL: https://tsuab.ru/educational-programs/ (дата обращения: 13.03.2021).
14. Кириллов Н. П., Леонтьева Е. Г. Опыт развития творческого потенциала студентов и преподавателей // Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7, вып. 11. С. 18–27.
15. Кириллов Н. П., Леонтьева Е. Г. Конкурентоспособность выпускников вузов: проблемы и решения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 4 (147). С. 9–13.
16. Ошаев С. Пять мифов об IT-рынке, или Как утолить кадровый голод. URL: https://obzor.city/article/502963 (дата обращения: 15.03.2021).
17. Leont’yeva E., Bogdanova A., Khachun S. Building soft skills of students at a technical university. Proceedings of EDULEARN19 Conference 1st-3rd July 2019, Palma, Mallorca, Spain. URL: https://library.iated.org/view/LEONTYEVA2019BUI
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ
Страницы: 116 — 123
Скачиваний: 565