О РИСКАХ «СЕНСОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (ТАЧСКРИН) ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-230-240
Современная ситуация отличается все ускоряющейся глобализацией, цифровизацией, массовой коммуникацией и т. д., но проблемы, связанные с познавательной деятельностью, всегда будут в приоритете, поскольку они не только обеспечивают преемственность в передаче знаний, но побуждают к дальнейшему развитию. Однако сама дефиниция понятия «познавательная деятельность» не была представлена в научной литературе. Поэтому авторы в качестве новизны предлагают собственную трактовку: познавательная деятельность представляет собой целенаправленное изучение индивидом окружающей реальности, в котором он приобретает (уточняет, расширяет и пр.) знания, корректирует представления о субъектах и объектах этой реальности, осваивает и развивает умения (навыки), обеспечивающие постижение окружающей действительности и изменение ее. Исходя из логики представленного понятия, авторы изучают риски организации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста в процессе использования цифровых гаджетов. Основу материала составляет анализ отечественных и зарубежных публикаций по заявленной проблеме. Ряд исследователей обнаруживает положительное влияние цифровых устройств на процесс развития, в то время как другие видят риски использования гаджетов. Материалы зарубежных исследований, относящиеся к 2016 г., отличаются интересом к данной проблематике, сдержанным оптимизмом и установкой на дальнейшие исследования. Однако к 2018 г. тональность выводов исследователей в отношении использования цифровых приспособлений детьми дошкольного возраста претерпевает изменения от нейтрально заинтересованного к осторожно тревожному (J. H. Graafland, B. Rocha, C. Nunes и др.). Доказывается, что длительное (при этом пассивное в познавательном плане) пребывание дошкольников в цифровой среде чревато снижением способности формировать и оперировать знаниями, что является основой познавательной активности. Однако «цифровой мир» продолжает развиваться, поэтому необходимы дальнейшие исследования с тем, чтобы подготовить подрастающее поколение к познавательной деятельности в окружающей реальности не только «здесь и сейчас», но и в далеком будущем.
Ключевые слова: познавательная деятельность, дети дошкольного возраста, цифровая реальность, цифровые аборигены, плюсы и риски использования цифровых гаджетов
Библиография:
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
2. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2005. 718 с.
3. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с,
4. Jovaiša L. Enciklopedinis edukologijos žodynas. Gimtasis žodis, 2007. E-mail: https://encikloped_lt.academic.ru/860/pa%C5%BE%C4%AFstamoji_veikla (дата обращения: 02.03.2021).
5. Ребер А. Большой психологический словарь. М.: АСТ: Вече, 2003. Т. 1. 592 с.
6. Семаго Н. Целенаправленность деятельности (Регуляторная зрелость). URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201308 (дата обращения: 02.03.2021)
7. Водяха Ю. Е., Коротаева Е. В., Крылова С. Г. Особенности атрибуции дошкольниками физических свойств виртуальным объектам при оптическом распознавании // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 26–32.
8. Крылова С. Г., Водяха Ю. Е., Минюрова С. А. Способность приписывать физические свойства виртуальным объектам у дошкольников // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 1455–1464.
9. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. 333 с.
10. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 136–145.
11. Обухова Л. Ф., Ткаченко С. Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование, 2008. № 3. С. 49–61.
12. Курпатов А. «Идет эпидемия цифрового аутизма». URL: https://www.proaist.ru/articles/psikhiatr-andreykurpatov-idyet-epidemiya-tsifrovogo-autizma/ (дата обращения: 02.03.2021).
13. Коротаева Е. В. Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста // Педагогическое образование в России, 2020. № 5. С. 49-54
14. Bedford R., Irati R. Saez de Urabain 2, Cheung Cel.H. M., Karmiloff-Smith An., Smith T. J. Toddlers’ Fine Motor Milestone Achievement Is Associated with Early Touchscreen Scrolling. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.01108/full (дата обращения: 02.03.2021).
15. Toddlers and touchscreens: a parent’s guide. URL: https://medium.com/soeresearch/toddlers-and-touchscreens-aparents-guide341531447214 (дата обращения: 02.03.2021).
16. Hubber P. J., Outhwaite L. A., Chigeda A., McGrath S., Hodgen J., Pitchford N. J. Should Touch Screen Tablets Be Used to Improve Educational Outcomes in Primary School Children in Developing Countries? URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00839/full (дата обращения: 02.03.2021).
17. Schacter J., Jo B. Improving low-income preschooler’s mathematics achievement with Math Shelf, a preschool tablet computer curriculum. URL: https://www.researchgate.net/publication/282290388_Improving_low-income_preschoolers_mathematics_achievement_with_Math_Shelf_a_preschool_tablet_computer_curriculum (дата обращения: 02.03.2021).
18. Kirkorian Heather L. When and How Do Interactive Digital Media Help Children Connect What They See On and Off the Screen? Child Development Perspectives, 2018. URL: https://srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cdep.12290 (дата обращения: 02.03.2021).
19. LaMotte Sandee. MRIs show screen time linked to lower brain development in preschoolers URL: https://edition.cnn.com/2019/11/04/health/screen-time-lower-brain-development-preschoolers-wellness/index.html (дата обращения: 02.03.2021).
20. Rocha Br., Nunes Cr. Benefits and damages of the use of touchscreen devices for the development and behavior of children under 5 years old-a systematic review URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33128692 (дата обращения: 02.03.2021).
21. Graafland J. H. New technologies and 21st century children: Recent trends and outcomes. OECD Education Working Papers, 179. Paris: OECD Publishing, 2018. URL: https://one.oecd.org/document/EDU/WKP(2018)15/en/pdf (дата обращения: 02.03.2021).
22. Technology and Interactive Media in Early Childhood Programs: What We’ve Learned from Five Years of Research, Policy, and Practice. URL: https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/sep2017/technology-andinteractive-media (дата обращения: 02.03.2021).
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 230 — 240
Скачиваний: 643