ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО МЕГАПРОЕКТА «КАРТА ПОБЕДЫ – 2025»: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-99-106
Рассматривается разработка нового содержания и нового формата патриотического воспитания подрастающего поколения. На Карте Победы (административная карта Российской Федерации) на территориях 85 субъектов страны будут размещены две цифры (военные потери, потери мирного населения), а также те виды продукции, которую данный регион отправлял на фронт. Создание такой карты позволит не только привлечь к работе над проектом большое количество участников, но и позволит по-новому (с цифрами и фактами) увидеть собственную страну, победившую фашизм. Новизна подхода к содержанию проявляется в возможности и доступности работы с подлинными историческими источниками – рассекреченными документами периода Великой Отечественной войны в региональных архивах. Главной тематикой становится тыловая повседневность мирного населения (в том числе военная продукция для фронта) и выявление количества людских потерь в тылу, которые представляют собой последствия нацистского геноцида в отношении народов Советского Союза. Мегапроект настроен на скоординированную работу региональных команд педагогических вузов России, региональных школьных команд и экспертных команд. При этом командообразование рассматривается как один из эффективных методов реализации патриотического проекта. Что касается нового формата, то в структуру мегапроекта включены два научно-исследовательских архивных проекта, два творческих (конкурс и региональный онлайн-проект) и ряд организационно-педагогических мероприятий. В итоге педагогические перспективы реализации мегапроекта «Карта Победы – 2025» представляются эффективным опытом осуществления долговременного разновозрастного проекта патриотической направленности.
Ключевые слова: патриотический проект, комплексный проект, педагогические перспективы воздействия, вклад тыла в победу в Великой Отечественной войне
Библиография:
1. Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник / Росстат. Москва, 2015. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оккупация_территории_СССР_войсками_Третьего_рейха_и_его_союзников (дата обращения: 21.02.2021).
2. Черкунов А. В. Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/podvig-truzhenikov-tyla-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html (дата обращения: 21.02.2021).
3. Вклад тружеников тыла в Великую Победу. URL: https://nevareaktiv.ru/about/news/2018/vklad-truzhenikovtyla-v-velikuu-pobedu (дата обращения: 21.02.2021).
4. Патриотический проект «Моя Россия». URL: vgpu.com/studentu/federalnye-proekty-2/patrioticheskij-proektmoya-rossiya (дата обращения: 07.03.2021).
5. Патриотический проект «Чтобы помнили». URL: https://dobro.ru/project/13931 (дата обращения: 07.03.2021).
6. 50 лучших патриотических проектов представят в УрГПУ. URL: https://uspu.ru/news/50-luchshikhpatrioticheskikh-proektov-so-vsey-rossii-predstavyat-v-urgpu/ (дата обращения: 07.03.2021).
7. Всероссийский фестиваль патриотических и социальных проектов «Живая история». URL: https://живаяи-стория-россии.рф/news/384-reliz-meropriyatij-fevralya-2021.html (дата обращения: 07.03.2021).
8. Ляукина Г. А. Проекты патриотического воспитания в интернет-среде как актуальная форма работы со студенческой молодежью. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28925 (дата обращения: 07.03.2021).
9. Московский педагогический государственный университет. Патриотический проект «Без срока давности». URL: http://mpgu.su/bez-sroka-davnosti/ (дата обращения: 07.03.2021).
10. Всероссийский патриотический проект «Без срока давности». URL: http://безсрокадавности.рф (дата обращения: 07.03.2021).
11. Потери мирного населения в годы Великой Отечественной войны. URL: http://безсрокадавности.рф/about (дата обращения: 07.03.2021).
12. Снегирева Л. И. Трудовой вклад в победу эвакуированного в Томскую область гражданского населения в годы Великой Отечественной войны // Судьба регионального центра в России (к 400-летию г. Томска): тр. Томского гос. ун-та. Сер.: Историческая. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 88–93.
13. Снегирева Л. И. Западная Сибирь: реэвакуация гражданского населения в освобожденные от оккупантов районы страны (1942–1948 гг.). Трудная дорога домой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2016. 312 с.
14. Грик Н. А. Томск в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Судьба регионального центра в России (к 400-летию г. Томска): тр. Том. гос. ун-та. Сер.: Историческая. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 33–35.
15. Исторический очерк о вкладе Томска в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. URL: https://duma.tomsk.ru/upload/files/43_2.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
16. Томские заводы в годы Великой Отечественной войны. URL: https://cdnito.tomsk.ru/2021/02/18/заводы-в-томске-в-годы-великой-отечест-4/#more-19408 (дата обращения: 07.03.2021).
17. Симонов С. Ради фронта и победы: как Томск в годы войны стал промышленным городом. URL: https://news.vtomske.ru/details/173901-radi-fronta-i-pobedy-kak-tomsk-v-gody-voiny-stal-promyshlennym-gorodom (дата обращения: 07.03.2021).
18. Я вам, родные, излагаю быль: сб. мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т. А. Гончарова, Г. В. Грошева. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2019. 196 с.
19. Абсалямов И. ИТК-5 в годы Великой Отечественной войны // Мы не имеем права забывать: сама их жизнь стала Победой! Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. С. 134.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ
Страницы: 99 — 106
Скачиваний: 632