АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИТАЛЬНОЙ УГРОЗЫ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-221-229
Проблема активности является одной из ключевых проблем человекознания, уделяется внимание теоретическим аспектам изучения активности в отечественной психологической науке, обозначены подходы к активности субъекта жизнедеятельности. Анализируется вклад психологов Пермской психологической школы в развитие представлений об активности. Исследование активности человека осуществляется во взаимосвязи с проблематикой интегральной индивидуальности и индивидуального стиля. Представителями Пермской психологической школы проведены теоретико-эмпирические исследования разных видов и стилей активности человека в условиях повседневной деятельности и в экстремальных условиях жизни: учебной, волевой, коммуника тивной, религиозной, информационно-манипулятивной, смыслообразующей, профессиональной. Научным продуктом сложившегося направления исследований в психологии активности Б. А. Вяткин называет представление о существовании в социальном мире Homo activus – человека активного. Обозначена актуальность изучения активности субъекта жизнедеятельности в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), т. е. ситуации витальной угрозы. Данный цивилизационный феномен и обусловленная им эпидемиологическая обстановка внесли глобальные коррективы во все сферы жизнедеятельности человека, что обусловило необходимость адаптации к трансформирующимся условиям среды и пролонгированной ситуации неопределенности. Психологи отмечают не только негативные аспекты в сложившейся ситуации, но и позитивные, которые связывают с необходимостью активации всей психической жизни для преодоления пандемокризиса. В Пермской психологической школе для изучения активности субъекта жизнедеятельности в условиях витальной угрозы созданы теоретические предпосылки в виде концепции интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин), теории метаиндивидуального мира (Л. Я. Дорфман), концептуальной динамической модели активности субъекта жизнедеятельности (А. А. Волочков), интегративного подхода к изучению коммуникативной активности (С. А. Васюра), разработан соответствующий диагностический инструментарий.
Ключевые слова: активность, субъект жизнедеятельности, витальная угроза, стиль активности, целостная активность субъекта
Библиография:
1. Красноярская Т. М., Тылец В. Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 2. С. 100–107.
2. Ковтун Е. В. Стиль деятельности в экстремальных условиях: полисистемный подход (на примере руководителей тушения пожаров). дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 162 с.
3. Гришина Н. В. Экзистенциальный оптимизм и пессимизм // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/8315/ (дата обращения: 26.02.2021).
4. Kumar A., Somani A. Dealing with Corona virus anxiety and OCD // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 51. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2020.102053 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7151537/ (дата обращения: 25.02.2021).
5. Wang C. et al. Immediate psychological responses and associated factors during the initial stage of the 2019 coronavirus disease (COVID-19) epidemic among the general population in china // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, № 5. P. 1729.
6. Федосенко Е. В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме: сб. материалов междунар. ХХV симпозиума. М., 2020. С. 34–47.
7. Козлов В. В. Динамика психологического содержания кризиса пандемии // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: Психология. 2020. Т. 34. С. 40–57.
8. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.
9. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 575–577. URL: https://moluch.ru/archive/80/13979/ (дата обращения: 25.02.2021).
10. Давиденко В. А. Трактовка активности и ее уровней в педагогике (середина 70-х – середина 80-х гг. XX века) // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3 (6). С. 93–95.
11. Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 56–88.
12. Попов А. Ю. Активность субъекта жизни: структура и функции интегральной индивидуальности (на примере студентов вуза): дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2010. 197 с.
13. Лазурский А. Ф. Классификация личностей / под ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. М.: Юрайт, 2020. 274 с.
14. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 376 с.
15. Волочков А. А., Попов А. Ю. Целостная активность субъекта жизнедеятельности: концептуальная модель и пути эмпирических исследований // Вестник ВЭГУ. Серия «Педагогика и психология». 2008. № 1 (33). С. 34–44.
16. Басов М. Я. Общие основы педологии. СПб.: Алетейя, 2007. 776 с.
17. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
18. Рослякова Е. Ю. Взаимосвязь видов активности субъекта жизнедеятельности в ранней юности: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 185 с.
19. Узнадзе Д. Н. Психология установки. Издательский дом «Питер», 2001. 416 с.
20. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 77 с.
21. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С 25–34.
22. Гусейнов А. Ш. Психология протестной активности личности. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. 510 с.
23. Васюра С. А. Структура и функции коммуникативной активности в интегральной индивидуальности человека // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21). С. 167–170.
24. Васюра С. А. Психология коммуникативной активности. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2009. 294 с.
25. Волочков А. А., Митрофанова Е. Н. Активность индивидуальности: понятие, структура // Вестник Пермского ун-та. Серия: Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 4 (28). С. 64–75.
26. Шмыков В. И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности осужденных: дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1994. 169 с.
27. Вяткин Б. А. Homoactivus (человек активный) как научный продукт интегрального исследования индивидуальности в Пермской психологической школе // Активность – индивидуальность – субъект: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Пермь, 2008. С. 16–17.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 221 — 229
Скачиваний: 566