РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-197-205
Рассматривается возможность применения технологии поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения детей элементам исследовательской деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников с задержкой психического развития. Материалом исследования послужил теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования: теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина; положения о развитии познавательных способностей младших школьников как результата развивающего обучения В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева; подходы к развитию познавательных способностей детей с задержкой психического развития Н. В. Бабкиной, Л. Н. Блиновой, А. Д. Вильшанской, Г. Н. Пениным, У. В. Ульенковой, Л. М. Шипицыной. Теоретический анализ научно-методической литературы позволил предположить, что технология поэтапного формирования умственных действий может эффективно применяться для обучения младших школьников с ЗПР элементам исследовательской деятельности на разном уровне самостоятельности и сложности и тем самым развивать у обучающихся познавательные способности.
Ключевые слова: задержка психического развития, познавательные способности, учебно-познавательная деятельность, исследовательская деятельность, технология поэтапного формирования умственных действий, ориентировочная основа действий
Библиография:
1. Постоева В. А., Шелехов И. Л. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 292 с.
2. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
4. Вильшанская А. Д. Ученики с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. Какие условия создать // Справочник заместителя директора. 2018. № 1. С. 38–53.
5. Пенин Г. Н. Образование для всех: смысл и ключевые направления инклюзии // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 22–28.
6. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Н.: Изд-во Нижегород. гос. пед. ун-та, 1994. 228 с.
7. Шипицына Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3. С. 29–35.
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
9. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 2014. 350 с.
10. Занков Л. В. Избранные труды. М.: Педагогика, 1999. 418 с.
11. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта. М.: Правда, 1950. 129 с.
12. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной: учебник для студентов выс. и ср. спец. учеб. заведений. М.: Сфера. 2000. 528 с.
13. Кочановская Е. В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2015. 197 с.
14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 349 с.
15. Шадриков В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2012. 232 с.
16. Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 400 с.
17. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО Модек, 1998. С. 272–317.
18. Гульчевская В. Г., Чекунова Е. А., Тринитатская О. Г., Тищенко А. В. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практ. пособие. 2-е изд. М.: АРКТИ, 2011. 56 с.
19. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учеб. лит., 2010. 224 с.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 197 — 205
Скачиваний: 766