ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ДЕФЕКТОЛОГА» (НА МАТЕРИАЛЕ СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЯЗЫКА)
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-124-131
Актуальность исследования определяется необходимостью устранения двух видов противоречий в образовательном процессе высшей школы: 1) между уровнем сформированности коммуникативной компетенции выпускников школ и требованиями, предъявляемыми к студентам-бакалаврам; 2) между необходимостью внедрения компетентностного подхода и отсутствием единых представлений о понятийном аппарате новой парадигмы, методических средствах ее обеспечения применительно к разным компетенциям и компетентностям. Цель исследования – разработка методической модели для формирования коммуникативной компетенции студентов-бакалавров при изучении курса «Речевая культура дефектолога» (на материале стилевой дифференциации языка). В основе разрабатываемой компетентностной методической модели – концепция типологизации материала на всех выделяемых уровнях: формальном, содержательном, прагматическом, организационно-технологическом, оценочном и прогностическом. Раскрывается содержание каждого уровня. Применительно к каждому уровню выделяются ведущие формируемые компоненты коммуникативной компетенции: языковой, дискурсивно-стилистический, риторико-прагматический и этикетно-речевой. В результате делается вывод о значимости разработки компетентностной методической модели в расширении педагогического инструментария компетентностного подхода. Отмечается возможность применения данной модели для повышения уровня коммуникативной компетенции студентов не только в ходе преподавания «Речевой культуры дефектолога», но и других дисциплин лингвистического цикла. Указывается, что разработанная модель может способствовать устранению выделенных противоречий образовательного процесса. В итоге намечаются перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, образовательная модель, концепция образовательной модели, параметры образовательной модели, функциональностилевая дифференциация языка
Библиография:
1. Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф. Об оценке уровня сформированности профессиональной компетенции обучающихся // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 62–68.
2. Голуб Г. Б., Коган Е. Я., Фишман И. С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 161–185.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР. 2009. 448 с.
4. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга – приложение) / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 c.
5. Kohler J. Europäische Qualifikationsrahmen und seine Bedeutung für die Einzelstaatlichen Studiensysteme: European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EFQ-LLL) – Qualifications Framework for the European Higher Education Area (QF – EHEA) // Qualität in Studium und Lehre. Stuttgart, 2008. S. 1–26.
6. Серякова С. Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. Горно-Алтайск. 2011. № 3 (11). С. 121–125.
7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 10–13.
8. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 34-41.
9. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16–31.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm (дата обращения: 13.02.2021).
11. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Академия: Высшая школа, 1999. 272 с.
12. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С. 27–31.
13. Алмазова А. А. Профессиональная лингвистическая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2019. 44 с.
14. Яровая А. С. Коммуникативная компетентность специалистов дефектологического профиля // Auditorium. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2020. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-spetsialistov-defektologicheskogo-profilya (дата обращения: 13.02.2021).
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 124 — 131
Скачиваний: 649