К ВОПРОСУ О ТИПАХ ВТОРИЧНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-132-142
С опорой на собственный педагогический опыт в обучении русскому языку как иностранному в аудитории носителей китайского языка путем систематизации и обобщения имеющихся наработок авторы предлагают оригинальную концепцию, в русле которой описываются типы вторичных языковых личностей, выделяемые на основании компетентностного подхода. В ходе исследования привлекаются сравнительно-сопоставительный метод, наблюдение и метод научного описания. Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что в изучении деятельности вторичной языковой личности, направленной на овладение русским языком как иностранным, наиболее эффективным видится применение компетентностного подхода. Данный подход позволяет изучать вторичную языковую личность в динамике становления ее компетентностных свойств на каждом выделенном этапе развития: становления вторичной языковой личности как пользователя иностранным языком, формирования у инофона системы специальных знаний и навыков в отношении изучаемого языка, профессионального владения иностранным языком. Представленная типология вторичных языковых личностей, выделенная на основании компетентностного подхода, может найти применение в современной лингводидактике.
Ключевые слова: вторичная языковая личность, лингводидактика, русский язык как иностранный, компетентностный подход, компетенция
Библиография:
1. Рогова А. В. Стратегии и тактики межкультурной лингводидактики как инновационной основы обучения русскому языку: автореф. … канд. пед. наук. М., 2012. 205 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34‒44.
4. Атарщикова А. Г. Успешное владение иностранным языком как фактор личностного развития студентов: автореф. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2008. 31 с.
5. Ван С. Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2019. 223 с.
6. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90‒101.
7. Ван С., Курьянович А. В., Дубина Л. В. Способ «полного погружения» в речевую среду носителей как методологическая база освоения русского языка иностранцем (на материале единиц русского жаргона) // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 69–75.
8. Ван С., Курьянович А. В. К вопросу об интерпретации и употреблении русской жаргонной лексики китайскими инофонами // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 80–86.
9. Рыжов В. В. Вторичная языковая личность и профессионализм иноязычного общения // Вестник Нижегородского гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2008. № 3. С. 130‒140.
10. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
11. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34‒49.
12. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
13. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9‒16.
14. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20‒26.
15. Халяпина Л. П. Трансформация концепта «языковая личность» в теории и методике обучения иностранным языкам // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. № 9. С. 91‒102.
16. Голованова Е. И. Профессиональная языковая личность: специфика профессиональных процессов в сфере теории и практики // Non multum, sed multa: Немного о многом. У когнитивных истоков современной терминологии: сб. науч. тр. в честь В. Ф. Новодрановой. М.: Авторская академия, 2010. С. 261‒270.
17. Шумарина М. Р. Метаязыковая рефлексия в фольклорном и литературном тексте: дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 802 с.
18. Мельник Н. В., Нургалеева Г. И. Проблемы становления профессиональной языковой личности. Языковая личность: Моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология. Вып. 2 / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Мельник и С. В. Оленева. М.: ЛЕНАНД, 2015. 432 с.
19. Потемкина Е. В. «Вторичная языковая личность» как объект лингводидактики // Вестник центра международного образования Московского гос. ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 4. С. 59‒64.
20. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Каро, 2005. 352 с.
21. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность: сб. ст. М.: Ин-т рус. языка РАН, 1995. С. 276‒285.
22. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1990. 36 с.
23. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
24. Балыхина Т. М. Уровни владения русским языком в системе общеевропейских компетенций // Интернетконференция по тестированию по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации. URL: http://www.testor.ru/files/Conferens/test_kompet/Balihina.doc (дата обращения: 19.02.2021).
25. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. URL: http://slovorus.ru/index.php?ID=22224&pg=1&w=%C6%C0%D0%C3%CE%CD&s=%C6&a= (дата обращения: 19.02.2021).
26. Курьянович А. В., Серебренникова Е. А. Языковая vs лингвистическая компетенции: специфика формирования в условиях иноязычного образования // Система непрерывного филологического образования: школа ‒ колледж ‒ вуз. Современные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла в условиях полилингвального образования: сб. науч. тр. ХХ Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во Башкирского гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы, 2020. С. 291‒297.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 132 — 142
Скачиваний: 732