ТЕОРЕТИЗАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-86-98
Охарактеризован выбор и описываемый процесс изучения и системного обобщения возможностей теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника. Анализируются общие, частно-предметные и частно-специальные составляющие педагогического моделирования, дидактической и научной теоретизации, представленное и системно уточненное в теории профессионального и педагогического знания направление служит основой для эффективного уточнения, коррекции и управления качеством решения задач развития личности в возрастообразной деятельности. В педагогической науке и практике выбор методов и технологий научной теоретизации и педагогического моделирования обусловлен развитием личности и общества, своевременностью уточнения условий научного поиска и уровнем решения задач обеспечения продуктивности и конкурентоспособности в профессионально-образовательных отношениях, данная возможность на базовом уровне теоретизации раскрыта через детерминацию основных понятий (теоретизация, педагогическое моделирование), выделение изучаемых и описываемых составляющих основных понятий (функции, принципы), отображение продуктов, связанных с осуществляемыми в профессиональной деятельности процессами (типология моделей, педагогические условия). Представлены системно теоретизируемые основы, перспективы и результаты создания нового дидактического и нового научного знания методом педагогического моделирования, уточнение и практико-ориентированное построение которых отражено в описании целостного понимания значимости выделенного направления научного поиска и научной деятельности. Специфика научного поиска и продуктов исследования отражена и раскрыта через методологическое решение научно-педагогических задач (использование адаптивно-продуктивного, репродуктивно-продуктивного, креативно-продуктивного подходов). Целостность и объективность теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника проиллюстрирована в нелинейном, согласованном использовании составляющих классической и инновационной педагогики (целеполагание, функциональная гибкость, продуктивная устойчивость, смыслообразование, точность, современность обновления генерируемых и реализуемых возможностей профессиональной деятельности).
Ключевые слова: теоретизация, педагогическое моделирование, педагогические условия, профессиональная деятельность, принципы, функции, типология
Библиография:
1. Балицкая Н. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2020. № 3 (78). С. 130–142.
2. Ревякина В. И., Костюкова Т. А. Непрерывность и преемственность – основа педагогического образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 17–18.
3. Волошина Л. В., Обухов В. В., Осетрин К. Е. Роль университета в развитии устойчивости региональных образовательных систем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 92–96.
4. Андреева Е. Б., Сартакова Е. Е. Модель региональной системы персонифицированного дополнительного образования детей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 131–139.
5. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. К вопросу о феноменологии современного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 169–172.
6. Куликов С. Б. Новые вызовы современности и педагогическое образование // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 3 (200). С. 7–9.
7. Обухов В. В. Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 10–12.
8. Поздеева С. И. Методическая деятельность преподавателя как соорганизация разных моделей, способов и средств // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 56–60.
9. Поздеева С. И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 91–96.
10. Ревякина В. И., Костюкова Т. А. Ступени университетского образования как среда научного и личностного роста // Информация и образование: границы коммуникаций: границы коммуникаций INFO’18: сб. науч. тр. / под ред. А. А. Темербековой, Л. А. Альковой, Г. А. Байгонаковой. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. № 10 (18). С. 135–138.
11. Файзуллаева Е. Д. Оценка качества образовательной среды при реализации педагогической деятельности и родительства // Вестник пед. инноваций. 2019. № 2 (54). С. 23–29.
12. Червонный М. А. Контекст педагогического образования // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4 (22). С. 206–222.
13. Чупахин Н. П., Павлова В. Д. Толерантность в культуре образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 2. С. 228–235.
14. Козырева О. А. Теоретизация формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та. 2019. № 3 (60). С. 143–152. DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.019
15. Копытов А. Д. Профессиональная ориентация и профессиональное образование: новый контекст научно-педагогической проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 60–63.
16. Макеев В. В., Сартакова Е. Е. Современные механизмы подготовки абитуриентов к обучению в техническом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 137–149.
17. Поздеева С. И., Чубыкина О. А. Метаметодика как основание построения обучающей деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. № 6 (34). С. 67–72.
18. Сартакова Е. Е., Финченко С. Н., Войтеховская М. П. К вопросу о стереотипах педагогической деятельности и механизмах их формирования // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 33–37.
19. Гутак О. Я., Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности // Вестник СевероКавказского федерального ун-та. 2019. № 5 (74). С. 154–162.
20. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Профессионализм личности как универсальная категория современного образования // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 334–343. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.203
21. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, № 1. С. 72–86.
22. Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретико-эмпирическое обоснование связи формирования культуры самостоятельной работы личности и патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2020. № 1 (76). С. 194–208.
23. Козырева О. А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского ун-та. 2020. Т. 8, № 2. С. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-1
24. Омельчук И. Н., Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в повышении качества педагогической деятельности // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2020. № 3 (26). Март. URL: http://ce.if-mstuca.ru (дата обращения: 02.02.2021).
25. Козырева О. А. Теоретизация как технология и конструкт развития личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2019. № 4 (73). С. 146–155.
26. Козырева О. А. Теоретизация как технология и продукт системы непрерывного образования // Вестник СОГУ. 2019. № 3. С. 101–110. DOI: 10.29025/1994-7720-2019-3-101-110
27. Козырева О. А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного исследования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5, № 2. С. 116–123.
28. Соколова И. Ю., Медведева М. К. Конструирование учебной информации для активизации познавательной деятельности учащихся // Инновации в образовании. 2018. № 1. С. 164–175.
29. Кобзарь Т. К., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогические конструкты и педагогические конструкторы в изучении и исследовании основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 2. С. 111–118. DOI:10.21603/2542-1840-2019-3-2-111–118
30. Чудинова С. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 1. С. 21–28. DOI:10.21306/2542-1840-2019-3-1-21-28
31. Козырева О. А. Технологизация, унификация и научное донорство в системе непрерывного образования // Вестник СОГУ. 2020. № 3. С. 106–113. URL: DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-106-113 (дата обращения: 17.01.2021).
32. Дэкон В. Н., Гутак О. Я., Черных Т. А. Педагогические основы социализации личности в модели научно-исследовательской деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2019. № 6 (75). С. 211–218.
33. Борисова Т. С., Сартакова Е. Е. Жизненное пространство современной российской молодежи: вызовы, проблемы, возможности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 224–230.
34. Пожаркин Д. И., Казанцева Н. А., Козырева О. А. Теоретизация качества и технологизация развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4280–4290. URL: DOI: https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12 (дата обращения: 17.01.2021).
35. Первушина Н. А., Осетрин К. Е. Нейропедагогика как выражение символизма биоэтики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 198–208.
36. Кошелев А. А., Быкова А. А., Козырева О. А. Проблемы и перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации // Вестник РМАТ. 2020. № 4. С. 104–108.
37. Румбешта Е. А., Швалева Т. В. Формирование смыслового чтения и умения работать с текстом в процессе применения познавательной проблемной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 52–60.
38. Скрипко З. А. Передача информации в педагогическом процессе // Школа будущего. 2018. № 2. С. 131–137.
39. Гельфман Э. Г., Пенская Ю. К., Цымбал С. Н. Учет различных способов кодирования информации как условие организации обогащающего повторения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 27–38.
40. Кобякова В. Н., Куровский В. Н. Исследовательская компетентность будущего учителя технологии как составляющая его профессионализма // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 88–96.
41. Коллегов А. К., Сартакова Е. Е. К вопросу о методике преподавания педагогики в условиях дистанционного обучения // Образовательный вестник «Сознание». 2020. Т. 22, № 11. С. 31–35.
42. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 113–121.
43. Козырева О. А. Педагогическое моделирование как конструкт теоретизации и научного поиска // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. 2021. № 1 (53). С. 88–94. URL: https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-1/12 (дата обращения: 17.01.2021).
44. Юрьев А. Б., Козырев Н. А., Козырева О. А. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2021. № 1 (82). С. 200–211.
45. Козырева О. А. Хобби-терапия в профессиональной поддержке педагога в системе непрерывного образования // Вестник СОГУ. 2021. № 1. С. 73–79.
46. Козырева О. А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника // Вестник Мининского ун-та. 2021. Т. 9, № 1. С. 3.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 86 — 98
Скачиваний: 676