АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-189-198
Представлен феномен математической тревожности и рассмотрены методы, позволяющие регулировать данный вид тревожности, способы их реализации, а также потенциальное применение с точки зрения их эффективности и надежности. Описанные методы практически не проверялись на российских выборках, в связи с этим требуется их дальнейшее изучение и экспериментальная верификация, а также апробация в условиях образовательного процесса. Новая реальность смешанного и онлайн-обучения может способствовать развитию математической тревожности и привести к увеличению количества школьников, испытывающих дискомфорт при работе с числовой информацией. Это требует переосмысления и усовершенствования методов ее регуляции.
Ключевые слова: математическая тревожность, STEM, методы регуляции
Библиография:
1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 01.09.2020).
2. Чемеков В. Н., Крылов Д. А. STEM – новый подход к инженерному образованию // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2015. Т. 20, № 5. С. 59–64.
4. Руденко M., Родич M., Купер E., Колиенко T. В., Шарафиева K. Р., Гынку E. И., Акимова K. К., Богданова O. Е., Чжоу К., Ковас Ю. В. Математическая тревожность, пространственные способности и математическая успешность: кросс-культурное исследование детей младшего школьного возраста в России и Великобритании // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6, № 4. С. 18–26.
4. Будакова А. В., Лиханов М. В., Блониевски Т., Малых С. Б., Ковас Ю. В. Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 1. С. 109–119.
5. Richardson F. C., Suinn R. M. The Mathematics Anxiety Rating Scale: Psychometric data // Journal of Counseling Psychology. 1972. Vol. 19 (6). P. 551–554. DOI: 10.1037/h0033456.
6. Ramirez G., Shaw S. T., Maloney E. A. Math Anxiety: Past Research, Promising Interventions, and a New Interpretation Framework // Educational Psychologist. 2018. Vol. 53 (3). P. 145–164. DOI: 10.1080/00461520.2018.1447384
7. Graf M. C., Gaudiano B. A., Geller P. A. Written Emotional Disclosure: a Controlled Study of the Benefi ts of Expressive Writing Homework in Outpatient Psychotherapy // Psychotherapy Research: Journal of the Society for Psychotherapy Research. 2008. Vol. 18 (4). P. 389–399.
8. Park D., Ramirez G., Beilock S. L. The role of expressive writing in math anxiety // Journal of Experimental Psychology: Applied. 2014. Vol. 20 (2). P. 103–118.
9. Jamieson J. P., Mendes W. B., Blackstock E., Schmader T. et al. Turning the knots in your stomach into bows: Reappraising arousal improves performance on the GRE // J. Exp. Soc. Psychol. 2010. Vol. 46 (1). P. 208–212.
10. Van Dam N. T., van Vugt M. K. Vago D. R. et al. Mind the Hype: A Critical Evaluation and Prescriptive Agenda for Research on Mindfulness and Meditation // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 13 (1). P. 36–61. DOI: 10.1177/1745691617709589
11. Sampaio C. V., Lima M. G., Ladeia A. M. Meditation, Health and Scientifi c Investigations: Review of the Literature // Journal of Religion and Health. 2017. Vol. 56 (2). P. 411–427. DOI: 10.1007/s10943-016-0211-1
12. Cahn B. R., Polich J. Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies // Psychol. Bull. 2006. Vol. 132 (2). P. 180–211. DOI: 10.1037/0033-2909.132.2.180
13. Bamber M., Schneider J. Mindfulness-Based Meditation to Decrease Stress and Anxiety in College Students: A Narrative Synthesis of the Research // Educational Research Review. 2015. Vol. 18. P. 1–32. DOI: 10.1016/j.edurev.2015.12.004
14. Shastri V., Hankey A., Sharma B., Patra S. Effi cacy of vedic mathematics and yogic breathing in school children: A pilot study // International Journal of Yoga – Philosophy, Psychology and Parapsychology. 2016. Vol. 4. DOI: 10.4103/ijny.ijoyppp_3_16
15. Taren A. A., Gianaros P. J., Greco C. M., Lindsay E. K., Fairgrieve A., Brown K. W., Rosen R. K., Ferris J. L., Julson E., Marsland A. L., Creswell J. D. Mindfulness Meditation Training and Executive Control Network Resting State Functional Connectivity: A Randomized Controlled Trial // Psychosomatic Medicine. 2017. Vol. 79 (6). P. 674–683. DOI: 10.1097/PSY.0000000000000466
16. Gorev A., Kovaleva A., Panova E., Gorbacheva A. Brain activity during different stages of the relaxation process // Fiziologiia cheloveka. 2012. Vol. 38. P. 16–23.
17. Bander R. S., Russell R. K., Zamostny K. P. A comparison of cue-controlled relaxation and study skills counseling in the treatment of mathematics anxiety // Journal of Educational Psychology. 1982. Vol. 74 (1). Р. 96–103.
18. Diego M. A., Jones N. A., Field T., Hernandez-Reif M., Schanberg S., Kuhn C., McAdam V., Galamaga R., Galamaga M. Aromatherapy positively affects mood, EEG patterns of alertness and math computations // The International Journal of Neuroscience. 1998. Vol. 96 (3–4). P. 217–224.
19. Henslee A. M., Klein B. Using Brief Guided Imagery to Reduce Math Anxiety and Improve Math Performance: A Pilot Study // Journal of STEM Education. 2017. Vol. 18 (4). URL: https://www.learntechlib.org/p/181995/ (дата обращения: 01.11.2020).
20. Осин Е. Н., Турилина И. И. Краткосрочные эффекты от онлайн-практики медитации осознанности // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 1. С. 51–62. DOI: 10.17759/exppsy.2020130104
21. Иодо О. И. Десакрализация медитации: маиндфулнес как новый терапевтический инструмент // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Минск: БГУ, 2018. C. 140–145.
22. Tashana S. S., Jared W. I Can Math!: Reducing Math Anxiety and Increasing Math Self-Effi cacy Using a Mindfulness and Growth Mindset-Based Intervention in First-Year Students // Community College Journal of Research and Practice. 2019. Vol. 45 (7). P. 1–18. DOI: 10.1080/10668926.2019.1666063
23. Kutlu A., Yılmaz E., Çeçen D. Effects of aroma inhalation on examination anxiety // Teaching and Learning in Nursing. 2008. Vol. 3. P. 125–130. DOI: 10.1016/j.teln.2008.04.005
24. Niksirat K. Sa., Silpasuwanchai C., Hussien Ahmed M. M., Cheng P., Ren X. 2017. A Framework for Interactive Mindfulness Meditation Using Attention-Regulation Process // Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. ACM. 2017. P. 2672–2684. DOI: 10.1145/3025453.3025914
25. Curry N. A., Kasser T. Can Coloring Mandalas Reduce Anxiety? // Art Therapy. 2005. Vol. 22 (2). P. 81–85. DOI: 10.1080/07421656.2005.10129441
26. Савченко А. В., Ануфриенко Е. В. Коррекционная работа с умственно отсталыми подростками при помощи применения практики медитации с применением мандал // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации. Благовещенск: БГПУ, 2019. С. 85–87.
27. Salazar L. R. Exploring the effect of coloring mandalas on students’ math anxiety in business statistics courses // Business, Management and Education. 2019. Vol. 17. P. 134–151. DOI: 10.3846/bme.2019.11024
28. Carsley D., Heath N. L., Fajnerova S. Effectiveness of classroom mindfulness coloring activity for test anxiety in children // Journal of Applied School Psychology. 2015. Vol. 31 (3). P. 239–255. DOI: 10.1080/15377903.2015.1056925
29. Thoma M. V., La Marca R., Brönnimann R., Finkel L., Ehlert U., Nater U. M. The effect of music on the human stress response // PloS Оne. 2013. Vol. 8 (8). Е70156. DOI: 10.1371/journal.pone.0070156
30. Gan S. K. E., Lim K. M. J., Haw Y. X. The relaxation effects of stimulative and sedative music on mathematics anxiety: A perception to physiology model // Psychology of Music. 2016. Vol. 44 (4). P. 730–741.
31. Furner J. M. Helping all Students Become Einstein’s using Bibliotherapy when Teaching Mathematics to Prepare Students for a STEM World // Pedagogical Research. 2017. Vol. 2 (1), Is. 01. DOI: 10.20897/pedre.201701
32. Hébert T. P., Furner J. M. Helping High Ability Students Overcome Math Anxiety through Bibliotherapy // Journal of Secondary Gifted Education. 1997. Vol. 8 (4). P. 164–178.
33. Scicszka J., Smith, L. Math curse. New York: Viking Press, 1995.
34. Sarkar A., Dowker A., Cohen K. R. Cognitive enhancement or cognitive cost: trait-specifi c outcomes of brain stimulation in the case of mathematics anxiety // The Journal of Neuroscience: the Offi cial Journal of the Society for Neuroscience. 2014. Vol. 34 (50). P. 16605–16610. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.3129-14.2014
35. Tran T. T. T. A review of Horwitz, Horwitz and Cope’s theory of foreign language anxiety and the challenges to the theory // English Language Teaching. 2012. Vol. 5 (1). P. 69–75. DOI: 10.5539/elt.v5n1p69
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 189 — 198
Скачиваний: 922