ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СРЕДСТВ АВТОРИЗАЦИИ КАК КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ)
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-135-143
Рассматриваются грамматические средства, используемые говорящим для обозначения источника информации при организации высказывания. Цель высказывания - передача сведений, полученных в коммуникативных актах, предшествующих конкретному акту коммуникации. Показано, что эти грамматические средства, принадлежащие разным разделам языка, не охарактеризованы в полной мере в научно-методической литературе, прежде всего в нормативных документах, регламентирующих обучение иностранцев русскому языку. Восполнить существующий пробел в прикладном описании системы языка (ее фрагмента) можно, опираясь на результаты ее исследования в теоретической лингвистике. Для определения места грамматических средств указания на источник информации в системе языка авторы обращаются к концепции коммуникативной грамматики Г. А. Золотовой, к предложенным в рамках этой концепции понятиям «авторизация», «средства авторизации». При рассмотрении системы средств авторизации в русском языке с позиций теоретической лингвистики формулируются и научно обосновываются задачи их изучения и описания в лингводидактическом аспекте, в целях обучения языку.
Ключевые слова: обозначение источника информации, авторизация высказывания, модусная рамка, модусный предикат, модусный субъект, обучение реферированию
Библиография:
1. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / Н. П. Андрюшина и др. 2-е изд. М.; СПб.: Златоуст, 2009. 32 с. URL: https://gct.msu.ru/docs/B1_trebovaniyat.pdf (дата обращения: 15.01.2021).
2. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень / Н. П. Андрюшина и др. М.; СПб: Златоуст, 2000. 56 с.
3. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. 2-е изд., испр. М.: КомКнига, 2005. 352 с.
4. Хавронина С. А., Балыхина Т. М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный»: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 344 с.
5. Hyland Ken, Fang Kevin Jiang. Text-organizing metadiscourse: Tracking changes in rhetorical persuasion // Journal of Historical Pragmatics. 2020. Vol. 21, № 1. P. 138–165. URL: https://ueaeprints.uea.ac.uk/id/eprint/69402/1/Accepted_manuscript.pdf (дата обращения: 15.01.2021).
6. Золотова Г. А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. 2-е изд., испр. М.: Едиториал УРСС, 2001. 440 с.
7. Всеволодова М. В. Об одном классе именных синтаксем (у + род. п.) // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. 101–108.
8. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 544 с.
9. Падучева Е. В. Предикатные имена в лексикографическом аспекте // Статьи разных лет. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 317–338.
10. Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 125 с.
11. Захраи С. Х., Сидорова М. Ю. Авторизация как проблема выбора падежа: системность русского синтаксиса и проблемы обучения РКИ // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 1. С. 198–207. DOI: 10.18522/1995-0640-2020-1-198-206
12. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике / под ред. Т. М. Николаевой. М.: Прогресс, 1978. Вып. VIII. С. 402–421.
13. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: фрагмент фундаментальной прикладной (педагогической) модели языка. М.: URSS, 2016. 649 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 135 — 143
Скачиваний: 602