ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВА НИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-29-36
Рассматривается вопрос формирования краеведческой компетенции школьников. Исследовательская деятельность определяется в качестве инструмента в формировании данной компетенции. Показан образовательный потенциал исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции обучающихся общеобразовательной школы. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате педагогического эксперимента, направленного на выявление образовательного потенциала исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция рассматривается как поликомпетенция, соответственно, результат сформированности краеведческой компетенции представляется как сумма комбинаций овладения выделенными компетенциями. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют выявить позитивную тенденцию в формировании краеведческой компетенции обучающихся. Так, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности краеведческой компетенции в процессе выполнения исследовательских работ выросло с 10 до 34 %.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, формирование краеведческой компетенции, краеведческая компетенция, компетенции, краеведение
Библиография:
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 13.04.2020).
2. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 140–147.
3. Жигунова М. А. Сибиряк как новая национальность: миф или реальность? // Родина. 2011. № 11. С. 11–15.
4. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 83–85.
5. Менщиков В. В. Историческое краеведение в контексте современного гуманитарного знания // Регионология. 2003. № 3. С. 293–300.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
7. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос, 2012. 62 с.
8. Хуторской А. В. Современная дидактика. М.: Высшая школа, 2007. 638 с.
9. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
10. Разбегаева Л. П., Крутова И. В., Самоходкина Т. В. Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 2. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Вып. 2. С. 198–203.
11. Косова Л. С., Льготина Л. П. Краеведение: учеб.-метод. пособие. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 132 с.
12. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 51–58.
13. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учеб. лит., 2004. С. 50–53.
14. Агранович М. Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 120–145.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 29 — 36
Скачиваний: 587