СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО ВУЗА «С ИСТОРИЕЙ» В СТАНОВЛЕНИИ ГОРОДА-УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-108-117
Рассматривается проблема малоизученности города-университета как социокультурного феномена и роли классического вуза «с историей» в его становлении. Применяется методологический комплекс, включающий теорию социальных аутопоэтических систем Н. Лумана; концепцию классического университета как открытой и одновременно закрытой системы М. Ленартович; социокультурный (Р. Парк), культурологический (Н. Федотова, Т. Ильина, И. Гревс, М. Каган) и историко-культурный (К. Керр) подходы; концепцию региона как социальной системы (Д. Докучаев). Анализируются понятия «город-университет» и «университетский город»; формулируется авторское операциональное определение города-университета; описываются ключевые отличия города-университета от университетского города, а также представляются основные характеристики, присущие городу-университету. Показывается, что город-университет представляет собой сложную социокультурную систему с двойным статусом (открытая/закрытая), основой идентичности которой является классический вуз «с историей», обеспечивающий функционирование культурных кодов города. Обосновывается системообразующая роль классического вуза «с историей» в становлении города-университета как особого социокультурного феномена и сохранении его культурной идентичности.
Ключевые слова: город-университет, классический вуз / университет «с историей», культурная идентичность, социальные аутопоэтические системы
Библиография:
1. Манаева И. В. Города России: классификация и типология // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 7 (454). С. 1235–1249.
2. Старовойтов М. К., Медведева Л. Н. Типология городов: эволюция и многогранность подходов // Проблемы развития мегаполиса. 2008. № 6 (27). С. 71–75.
3. Томск будет стремительно развиваться как «город-университет» // РИА «Сибирь»: ежедн. интернет-изд. 27.11.2019. URL: http://ria-sibir.ru/viewnews/72520.html (дата обращения: 02.02.2021).
4. Великий Новгород должен стать «городом-университетом» в ближайшие 10 лет // Новгородское областное телевидение: ежедн. интернет-изд. 19.02.2020. URL: https://novgorod-tv.ru/novosti/50207-velikij-novgoroddolzhen-stat-gorodom-universitetom-v-blizhajshie-10-let.html (дата обращения: 02.02.2021).
5. Обнинск взял направление на развитие концепции города-университета // Новостной портал ГТРК «Калуга»: ежедн. интернет-изд. 15.05.2020. URL: https://gtrk-kaluga.ru/news/obschestvo/news-19506 (дата обращения: 02.02.2021).
6. Александр Мамут предложил развивать Москву по модели города-университета // Информационное агентство RNS: ежедн. интернет-изд. 12.09.2016. URL: https://rns.online/consumer-market/aleksandr-Mamutpredlozhil-razvivat-Moskvu-po-modeli-goroda-universiteta-2016-09-12/ (дата обращения: 02.02.2021).
7. Севостьянов А. В. Позиционирование инновационного города как региональная стратегия: социально-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2017. 23 с.
8. Новикова С. Е. Университет как центр формирования городского пространства и территориального развития // Скиф. 2019. № 1 (29). С. 158–161.
9. Подопригора Ю. В., Захарова Т. В., Уфимцева Е. В., Елисеев А. М. Социокультурная среда университетского города: управленческий аспект // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 1 (26). С. 50–57.
10. Богомолов А. В. Университетский город как основа бренда территории // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2014 г. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 77–80.
11. Подрезов М. В. К вопросу о понятии и сущности университетского города // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: философия (Новосибирск, 16–20 апреля 2016 г.). Новосибирск: Новосиб. нац. исслед. гос. ун-т, 2016. С. 62–63.
12. Сабурова Е. В. Особенности маркетинга современных городов-университетов (на примере Оксфорда и Кембриджа) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 11. С. 144–147.
13. Колесова О. В., Минаев Н. Н., Оплаканская Р. В. Университетские города Сибири: тенденции развития, проблемы, перспективы // Вестн. Томского гос. ун-та. 2019. № 438. С. 106–111.
14. Федотова Н. Г. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 20 (3). С. 32–49.
15. Ильина Т. В. Городская идентичность: механизм формирования // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4 (10). С. 1463–1465.
16. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003. 512 с.
17. Park R. The Urban community as a spatial pattern and a moral order // Human communities. The City and Human Ecology. Glencoe (III): The free press, 1952. P. 165–177.
18. Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). Петроград: 4-я Гос. тип., 1921. 14 с.
19. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры: история Санкт-Петербурга от основания до наших дней, постижение прошлого, осмысление настоящего, взгляд в будущее: 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Паритет, 2006. 477 с.
20. Luhmann N. Social systems. Stanford: Stanford University Press, 1995. 619 p.
21. Lenartowicz M. The nature of the university // Higher Education. 2015. № 69. P. 947–961.
22. Kerr C. The uses of the university. Cambridge: Harvard University Press, 1982. 261 p.
23. Ruegg W. Themes. Universities in the Middle Ages. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 4–14.
24. Weber C. F. Ces grands privile’ges: The symbolic use of written documents in the foundation and institutionalization processes of medieval universities // History of Universities. Oxford: Oxford University Press, 2004. Vol. 9, № 1. P. 12–62.
25. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 173 с.
26. Докучаев Д. С. Регион как социальная система // Арктика и Север. 2012. № 7. С. 153–159.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 108 — 117
Скачиваний: 647