РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-124-134
Рассматривается вопрос развития критического мышления студентов средствами иностранного языка. Оценивается место и роль дисциплины «Иностранный язык» в развитии универсальных компетенций студентов и в их адаптации к современным требованиям, предъявляемым будущим специалистам. Представлены составляющие умения критического мышления, которые позволяют осмысливать полученную информацию, обобщать и отделять ее от второстепенных фактов, формулировать выводы, оценивать. Средством развития критического мышления студентов выбран учебный иноязычный текст, который рассматривается не только как источник информации, но и как средство активизации мыслительной деятельности. Отмечается недостаток методик, способствующих развитию критического мышления. Описывается возможность использования таксономии педагогических целей Б. Блума в работе с учебным текстом. Таксономия позволяет правильно ставить образовательные цели, формулировать мотивирующие задания и отслеживать прогресс в развитии умений. Приведен пример работы с учебным текстом по принципу таксономии, который дает возможность корректировать учебную деятельность студентов, направленную на развитие их критического мышления.
Ключевые слова: иностранный язык, универсальные компетенции, критическое мышление, учебный иноязычный текст, таксономия Б. Блума
Библиография:
1. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования / под ред. Т. И. Зелениной. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2012. 212 с.
2. Корсакова Г. Г., Попадина Ж. П. Использование технологии развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, № 5. С. 687–692.
3. Шеманаева М. А. Формирование универсальных компетенций бакалавра средствами иностранного языка // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 8–9. С. 89–95.
4. Ягер Л. Влияние перевернутого класса как разновидности онлайн-обучения на преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 175–203. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-175-203
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 15.10.2020).
6. Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264–289. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-264-289
7. Главан А. А., Грамма Д. В. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 24–31. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.29671
8. Вострикова Н. М., Безрукова Н. П. Учебные химические тексты как средство развития критического мышления студентов – будущих металлургов // Вестн. Казанского технол. ун-та. 2014. Т. 17, № 8. С. 342–347.
9. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 1987. 208 с.
10. Александров Е. П., Воронцова М. В. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 6. С. 56–61.
11. Карабутова Е. А., Колчинцева Л. Н. Когнитивно-коммуникативно-деятельностный подход к обучению студентов иноязычной речевой деятельности // Высшее образование в России. 2014. № 8–9. С. 131–135.
12. Bloom S. B. The Taxonomy of Educational Objectives: The Classifi cation of Educational Goals, Handbook I: Cognitive Domain. New York: David McKay Company, 1956. 207 р.
13. Мельничук М. В. Традиционный императив и инновационная парадигма в контексте высшего образования // Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2, № 4. С. 5–17.
14. Евстропова Н. С., Шайхутдинова Х. А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза // Вестн. Московского гос. областного ун-та. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 89–100. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-89-100
15. Коваленко Е. С., Кузуб Н. М. Использование таксономии Блума для повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138). С. 90–97. DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.012
16. Петрова Т. А. Формирование заданий при обучении экономике в школе с использованием таксономии Блума // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 146–150. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-146-150
17. Kennedy D. Writing and using learning outcomes: a practical guide. Cork: University College Cork, 2006. 103 p.
18. Lundstrom K., Diekema A. R., Leary H., Haderlie S., Holliday W. Teaching and Learning Information Synthesis: An Intervention and Rubric Based Assessment // Communications in Information Literacy. 2015. Vol. 9 (1). P. 60–82. URL: https://pdxscholar.library.pdx.edu/comminfolit/vol9/iss1/4/ (дата обращения: 19.11.2020).
19. Muchlis M. An analysis of thinking order of reading comprehension questions in English textbook for young foresters of Forestry Vocational School of Samarinda // Journal Nalar Pendidikan. 2015. № 3 (1). P. 55–57. URL: https://ojs.unm.ac.id/nalar/article/view/1989 (дата обращения: 12.01.2021).
20. Tangsakul P., Kijpoonphol W., Linh N. D., Kimura L. N. Using Bloom’s revised taxonomy to analyze reading comprehension questions in team up in English 1-3 and grade 9 English O-Net tests // International Journal of Research – Granthaalayah. 2017. № 5 (7). P. 31–41. URL: http://granthaalayah.com/Articles/Vol5Iss7/04_IJRG17_A06_445.pdf (дата обращения: 23.12.2020).
21. Царская Т. С., Шукурова И. В., Бастинович Е. В. General English for Bachelor students (английский язык для бакалавров): учеб. пособие. Сургут: ИЦ СурГУ, 2019. Ч. 2. 56 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 124 — 134
Скачиваний: 712