ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ МОНТАЖНОГО ТИПА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-45-56
Обобщен и проанализирован опыт построения сюжетной композиции монтажного типа в детской художественной школе, реализованный путем адаптации методических разработок профессора Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) С. П. Лазарева по живописно-графической композиции. Устойчивые законы композиции носят всеобщий характер, а композиционные правила и приемы, с помощью которых строится композиция, можно отнести к менее устойчивым категориям. Создание станковой композиции – это прежде всего построение единого по содержанию художественного произведения, основная идея которого читается четко и убедительно. Преподавание композиции в детской художественной школе имеет некоторое противоречие: с одной стороны, требования к качеству подготовки обучающихся постоянно растут, с другой – подходы в обучении построения станковой сюжетной композиции остаются прежними, представляя собой, как правило, линейную схему развития сюжетного повествования. Событие изображается в системе линейной перспективы и не дает возможности в полной мере использовать потенциал фантазии обучающихся. В настоящее время особую актуальность приобретают методики преподавания станковой композиции, создающие условия для развития творческого мышления обучающихся. Есть множество подходов к созданию сюжетной станковой композиции, изученных, описанных и применяемых художниками: например, монтаж успешно используется в обучении студентов профильных вузов (в том числе ТГПУ). Проблема заключается в том, что нет методики обучения учеников художественных школ станковой сюжетной композиции с использованием монтажного метода.
Ключевые слова: линейная схема построения композиции, монтажная схема построения композиции, коллаж, монтаж, станковая сюжетная композиция монтажного типа
Библиография:
1. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия: учеб. пособие / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989. С. 178–189.
2. Щемеров И. А., Лазарев С. П. Методика преподавания принципов формообразования для слушателей краткосрочных курсов по графическому дизайну на примере формальной монтажной композиции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 8 (193). С. 169–176.
3. Гордон Ю. О языке композиции. М.: Студия Артемия Лебедева, 2018. 208 с.
4. Катаева О. Б. Метод внутрикадрового монтажа в создании живописного портретного образа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2. С. 77–79.
5. Скорик Е. А., Скорик А. П. Монтаж изобразительного и кинематографического пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 3. С. 1–10.
6. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. 375 с.
7. Бернштейн Д. Коллаж в России. XX век. СПб.: Palace Editions, 2005. 392 с.
8. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 157 с.
9. Кочергин Э. Категории композиции. Категории цвета. Практические исследования основных понятий: учеб. пособие. СПб: Вита-Нова, 2019. 160 с.
10. Лазарев С. П. Композиция: графическо-живописная композиция: метод. рекомендации. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 32 с.
11. Лапин А. Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом. М.: Издатель Л. Гусев, 2005. 160 с.
12. Волков И. И. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263 с.
13. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» для обучающихся 1–5 классов в ДХШ (срок реализации 5 лет). Томск, 169 с.
14. Ростовцев Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. учеб. пособие для студ. художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. 215 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 45 — 56
Скачиваний: 634