НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ ДИДАКТИКИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-160-169
Когнитивные теории обучения являются наиболее признанными в современной отечественной дидактике. Они выступают в качестве психолого-педагогического обоснования дидактических систем, реализующих ценности познания и развития познавательных способностей человека, когда образовательный процесс ведется с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. В качестве предпосылок развития когнитивной дидактики в контексте развития личности в эпоху цифровизации образования предлагаются следующие позиции: необходимость учета направлений трансформации системы высшего образования: целей образования, форм обучения, методов обучения, средств управления; направленность на решение генеральной цели преобразования образовательного процесса на современном этапе развития высшего образования – на генерацию знаний; использование закономерностей функционирования и формирования механизмов познания обучающихся в процессе реализации системообразующей цели когнитивной дидактики – эффективной когнитивной организации человека; генерирование знаний в условиях перехода к конструированию целостных жизненно-педагогических ситуаций в рамках ситуационного подхода как теоретико-методологической стратегии, ориентированной на решение задач познания; использование когнитивного инструментария в процессе реализации ситуационно-событийного механизма становления личностных структур познания обучающихся в рамках образовательной деятельности студента.
Ключевые слова: когнитивная дидактика, цифровизация образования, когнитивное моделирование, педагогическая ситуация, познание, мышление, контроль, учебно-познавательный процесс, взаимодействие субъектов, когнитивная организация обучающегося, мышление, трансформация образования, ситуативный подход, ситуационно-событийный механизм, знаниевые конструкты, ситуативные карты, когнитивные стили
Библиография:
1. Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых // Вестн. Северо-Восточного федерального ун-та. 2016. № 3. С. 30–35.
2. Сергеев С. Ф. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стили // Образовательные технологии. 2010. № 4. С. 28–39.
3. Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: пользовательские свойства инструментов познания // Образовательные технологии. 2012. № 4. С. 69–78.
4. Raikov A. N. Holistic discourse in the network cognitive modeling // Journal of Mathematics and System Science. 2013. Vol. 3. P. 519.
5. Мовчко Ю. И. Когнитивное моделирование. URL: https://rud.exdat.com/navigate/index-797986.html (дата обращения: 03.02.2021).
6. Софронова Н. В., Горохова Р. И. Моделирование педагогических систем. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. 174 с.
7. Шапошникова Т. Л., Подольская О. Н., Пастухова И. П. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2016. № 8. С. 370–384.
8. Корноушенко Е. К Моделирование ситуаций с использованием «расщепленных» когнитивных карт. М.: ИПУ РАН, 2007. С. 137–141.
9. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Предисловие // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: сб. ст. / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. С. 3–16.
10. Эрдниев П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения: в 2 ч. М.: Просвещение, 1992. 430 с.
11. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Аргангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 383 с.
12. Гилев А. А. Методическая система развития когнитивных компетенций студентов при обучении физике. Самара: СГАСУ, 2016. 324 с.
13. Габдуллина А. Ш., Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р., Левина Е. Ю., Мухаметзянова Л. Ю., Хайруллина Т. И., Хусаинова С. Ю., Шархемуллина Р. Р. Когнитивное моделирование в профессиональном образовании: формы, методы, технологии: науч.-метод. пособие / под ред. А. Р. Камалеевой. Казань, 2018. 164 с.
14. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка). URL: https://vsetesti.ru/151/ (дата обращения: 10.05.2019)
15. Психологическая диагностика сфер личности: лабораторный практикум / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха. Электрон. дан. Екатеринбург: [б. и.], 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
16. Когнитивная педагогика: учеб.-метод. пособие / Р. Х. Гильмеева, А. Р. Камалеева, А. С. Кац, Е. Ю. Левина, В. Ш. Масленикова, Л. Ю. Мухаметзянова, Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова; под науч. ред. Е. Ю. Левиной. Казань: Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. 228 с.
17. Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации: сб. науч. ст. / Р. Х. Гильмеева, А. Р. Камалеева, А. С. Кац, Е. Ю. Левина, Л. Ю. Мухаметзянова, Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова; под науч. ред. Е. Ю. Левиной, Л. Ю. Мухаметзяновой. Казань: Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. 112 с.
18. Конструкты понятийно-когнитивного моделирования в практике изучения учебного материала: учеб. пособие / K. Ю. Мухаметзянова, С. Ю. Грузкова, С. И. Гильманшина, О. А. Арюкова, С. И. Борискин, О. А. Любягина, В. М. Нигметзянова, Н. А. Ноздрина, А. В. Парфенов, Т. И. Хайруллина, С. В. Хусаинова; под науч. ред. А. Р. Камалеевой. Казань: Изд-во Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2019. 61 с.
19. Камалеева А. Р., Гильманшина С. И., Муллахметова Р. И. Решение прямых и обратных экспериментальных задач как фактор повышения когнитивной активности обучающихся: сб. науч. тр. «Развитие человека в эпоху цифровизации»: в 2 т. Казань: Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. Т. 1. 228 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 160 — 169
Скачиваний: 711