ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-111-121
Рассматривается психолого-педагогическая проблема возможности электронного контроля – мониторинга динамики развития когнитивных способностей обучающихся. При этом когнитивные способности человека, с психологической точки зрения, понимаются как целостное системное образование. Когнитивная сфера личности, по мнению авторов, не сводится к интеллекту, а является его фундаментальной составляющей, равно как и когнитивные способности, обладая своими специфическими функциями, образуют единую систему, наделенную индивидуально-психологическими особенностями. Такова методологическая позиция авторов исследования. Особенное внимание обращается на понятийный аппарат излагаемого текста. Подчеркивается, что междисциплинарный подход к исследованию может провоцировать терминологическую неточность, в связи с этим обращается пристальное внимание на категориальный аппарат, правильную интерпретацию терминов, обеспечивающих смысловую основу междисциплинарного исследования. Обосновывается необходимость разработки комплексной компьютерной программы. Отмечается, что комплексная компьютерная программа способна обеспечить электронный мониторинг и коррекцию значений интегральных психологических показателей сформированности когнитивных функциональных связей в психологической структуре когнитивной сферы личности обучающегося в режиме текущего времени.
Ключевые слова: электронный мониторинг, когнитивная сфера, структура, личность, программное обеспечение
Библиография:
1. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.
2. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.
3. Энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/es/ (дата обращения: 16.09.2020).
4. Толковый переводоведческий словарь. URL: https://perevodovedcheskiy.academic.ru/ (дата обращения: 16.09.2020).
5. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб.; 2008. ISBN 978-5-17-055694-6, 978-5-17-055693-9; 978-5-9713-9307-8, 978-5-9713-9308-5; 978-5-93878-662-2, 978-5-93878-663-9. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/11.php (дата обращения: 16.09.2020).
6. Словарь синонимов русского языка – онлайн-подбор. URL: https://sinonim.org/ (дата обращения: 16.09.2020).
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
8. Демьянков В. З. Когнитивная система // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г.; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С.74–76.
9. Чуприкова Н. И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 104–114.
10. Роговин М. С. Современная когнитивная психология и проблемы мышления // Мышление: процесс, деятельность, ощущение / под ред. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. С. 213–273.
11. Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990.
12. Ахметова Л. В. Развитие когнитивной сферы личности учащихся начальных классов в условиях психологического эксперимента: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2002. 187 с.
13. Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-sfera-lichnostipsihologicheskaya-osnova-obucheniya (дата обращения: 05.02.2020).
14. Ахметова Л. В., Морогин В. Г. Детерминанты когнитивного развития личности учащихся начальных классов // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: сб. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / науч. ред. С. М. Малиновская. 2004. С. 195–200.
15. Компания CogniFit («КогниФит»). URL: https://www.cognifit.com/ru (дата обращения: 15.04.2020).
16. Компьютерная программа для психологов «Вектор фото». URL: http://www.vectorin.ru/articles/79.html (дата обращения: 15.04.2020).
17. Комплекс «Психологический тест». URL: http://www.xn--c1adanaui0ac2e.xn--p1ai/products/PsyTest.htm (дата обращения: 15.04.2020).
18. Карташов Д. В., Стась А. Н. Методика обучения алгоритмам и структурам данных // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 131–134.
19. Батчимэг Б., Ахметова Л. В., Стась А. Н. Разработка web-приложения для психолингвистического исследования социальной адаптации монгольских студентов к русскоязычной образовательной среде // Наука и образование. Сер.: Психология. Реклама. Связи с общественностью. III Всероссийский фестиваль науки. XVII Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. 2013. С. 139–144.
20. Кубарев Д. Е., Газизов Т. Т. Опыт создания учебно-методического комплекса на базе центра молодежного инновационного творчества // Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников: материалы Междунар. науч.-метод. конф. Томск, 2017. С. 148–150.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 111 — 121
Скачиваний: 717