К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-92-96
Ставится вопрос о том, как вовлекать преподавателей педагогического университета в исследовательскую деятельность и применять результаты этой деятельности в образовательном процессе вуза. Показано, чем вовлеченность как высшее проявление субъектности человека отличается от активности. Выделены два уровня вовлеченности: уровень участия в деятельности и уровень влияния на ее содержание, протекание и результаты. Обоснованы сложности, возникающие у преподавателя, который пытается продолжать заниматься наукой после защиты диссертации. Это противоречие между высокой степенью исследовательской свободы и автономности, с одной стороны, и необходимостью ответственности и самоорганизации в исследовательском поиске – с другой. Выделены факторы, определяющие вовлеченность в исследование: исследовательская «зоркость», участие в образовательных инновациях и изучение их эффектов, постоянная обратная связь педагога со студентами для корректировки профессиональных проб и усиления их образовательных результатов. Делается вывод о необходимости и возможности преподавателей влиять на формирование актуальной научной повестки и тем самым обогащать образовательное содержание профессиональной подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: участие и влияние, образовательные инновации, пробное действие, обратная связь
Библиография:
1. Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе. Томск: Дельтаплан, 2002. Kн. 5. 151с. С. 4–16.
2. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / пер. с англ. И. С. Денисенко, И. Ю. Облачко. М.: Национальное образование, 2019. 336 с.
3. Эфендиев А. Г., Решетникова К. В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. № 1. C. 87–119.
4. Поздеева С. И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. № 3. 2017. С. 52–58.
5. Кочухова Е. А. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). № 2, 2020. С. 278–303.
6. Марголис А. А., Пономарева В. В., Сорокова М. Г. Особенности «российского Хирша»: предикторы цитируемости научных статей в РИНЦ // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). 2020. № 1. С. 230–255.
7. Век живи – век учись: непрерывное образование в России / под ред. И. А. Коршунова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019.
8. Никитина Л. А. Влияние исследовательской компетентности на качество методической подготовки педагога. Барнаул: АлтГПА, 2009. 205 с.
9. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: учебная литература: Изд. дом «Федоров», 2010. 224 с.
10. Хэтти Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / под ред. В. К. Загвоздкина, Е. А. Хамраевой. М.: Национальное образование, 2017. 496 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 92 — 96
Скачиваний: 619