ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-79-84
Рассматривается проблема коммуникации и речевого взаимодействия в условиях дистанционного обучения, анализируются плюсы и минусы взаимодействия посредством цифровой образовательной среды. Проанализированы факторы, влияющие на эффективность формирования коммуникативной иноязычной компетенции и ее элементов. Проблема коммуникации исследуется через психоэмоциональные особенности обучающихся, обозначаются трудности, связанные с невербальными знаками коммуникации в онлайн-среде. Изучается проблема концентрации внимания студентов во время онлайн-обучения, а также приводится ряд рекомендаций по решению данной проблемы. В результате представлен подробный обзор и характеристика онлайн-сервисов, позволяющих устранить трудности, связанные с речевым взаимодействием в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, коммуникативная компетенция, цифровая образовательная среда, дистанционное обучение, интерактивность, онлайн-сервис
Библиография:
1. Цифровая образовательная среда // Аккредитация в образовании. Информационно-аналитический журнал. URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto.html (дата обращения: 30.09.2020).
2. Конопатова Н. К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования // Портал «Адмиралтейский район. Образование». URL: http://www.adm-edu.spb.ru/sites/default/files/sovremennaya_obrazovatelnaya_sreda.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
3. Авдеева И. Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2005. 368 с.
4. Абдуразякова Е. П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3. Таганрог: ТГУ, 2010. С. 350–352.
5. Гришанова Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых: материалы к заседанию методологического семинара 28 сентября 2004. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.
6. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования // Сб. науч. ст. / Белорусский гос. ун-т; в авт. ред. Минск, 2009. Вып. 9. URL: https://www.bsu.by/upload/pdf/230533.pdf (дата обращения: 30.09.2020).
7. Муравьева Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2011. № 9. С. 136–143.
8. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: НИЦ «Еврошкола», 2004. 68 с.;
9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург, 2001. URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto.html (дата обращения: 02.10.2020).
10. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3–12. URL: https://vest.rea.ru/jour/article/viewFile/425/387 (дата обращения: 23.09.2020).
11. Zubkov A. D. Professional Foreign Language Competence of Technical Students: Content, Structure and Formation // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. IEEHGIP 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 131. P. 503–510. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7_53
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 79 — 84
Скачиваний: 713