К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В РОССИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-29-34
На основе проведенного историко-педагогического анализа выявлено содержание понятий «внешкольная работа», «внеклассная работа», «внеучебная деятельность», «внеурочная работа». Предлагается периодизация этапов становления внеурочной деятельности школьников, описываются особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на различных исторических этапах становления данного феномена в России: 1) возникновения феномена «внешкольной работы» в российском образовании, особенности которого связаны с созданием сети внешкольных учреждений «частной и общественной инициативы», направленностью их деятельности на общее развитие детей непривилегированных классов; 2) эволюции форм внешкольной, внеклассной, внеурочной деятельности обучающихся в образовательных организациях, чье своеобразие было обусловлено развитием массовой практики организации внешкольной (внеклассной, внеурочной) деятельности (включая создание «индустрии» досуговой деятельности детей и молодежи по месту жительства), интенсификацией научных исследований, в том числе содержанием данной работы, определением ее оптимальных задач, технологий, форм реализации; 3) становления современных моделей организации внеурочной деятельности, связанном с формированием в рамках системно-деятельностной образовательной парадигмы личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, внеклассная деятельность, внеучебная деятельность, этапы становления понятия «внеурочная деятельность»
Библиография:
1. Тестова Я. А. Модель организации внеурочной деятельности в условиях опережающего введения ФГОС ООО // Официальный сайт учителя биологии Я. И. Тестовой. URL: https://www.sites.google.com/a/sch87.ru/testova/home (дата обращения: 14.10.2020).
2. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О. Е. Лебедевой. М.: Владос, 2003. 256 с.
3. Абрамов Я. В. Хроника народного образования // Русская школа. 1903. № 2. С. 15–16.
4. Дейч Б. А. Проблемы внешкольного образования в российской научно-педагогической литературе конца ХIХ – начала ХХ в. // Народный учитель. 1907. № 10. С. 4.
5. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС,2002. 352 с
6. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца XIX – начала XX в. / Томский гос. пед. ун-т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 202 с.
7. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. / Н. И. Гез и др. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
8. Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Собр. соч.: в 2 т. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1980. Т. 1. С. 259.
9. Ромм Т. А. Становление и развитие социальной педагогики в России в конце XIX – начале XX века: дис. … канд. пед. наук. М., 1995. 165 с.
10. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. I / под ред. И. А. Каирова. Советская энциклопедия. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1964. 831 с.
11. Педагогический словарь / под ред. И. А. Каирова. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. 1544 с.
12. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Страницы: 29 — 34
Скачиваний: 971