ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ НЕТИПИЧНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-138-145
Рассмотрена актуальная проблема адаптации маршрута обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями лица, находящегося в условиях инклюзивного учебно-воспитательного континуума. Проанализированы зарубежные концепции возможной адаптации образовательного маршрута для нетипичных лиц: комбинаторно-сигнификационная трактовка создания индивидуальной образовательной траектории и теория адаптивного эмфатического дискурса как компонента целостного образовательного маршрута. Охарактеризована роль адекватных транслятивных техник передачи информации между всеми участниками инклюзивного обучения в вузе при формировании ими механизма сигнификации, предполагающего создание инновационной культуры принятия любых форм нетипичности. Раскрыто значение позитивной эмфатизации как ключевого условия для достижения нетипичным обучающимся положительных академических результатов и становления устойчивой траектории его социализации. Дано авторское понимание термина «нетипичность». Представлен рекомендательный перечень техник адаптации образовательного маршрута с точки зрения междисциплинарного подхода и выделения функциональной роли специалиста по социальной работе в данном процессе. Определены ключевые функции специалиста по социальной работе в ходе построения положительного эмотивного дискурса как ключевого элемента адаптации образовательного маршрута.
Ключевые слова: образовательный маршрут, лицо с особыми образовательными потребностями, нетипичность, нетипичный обучающийся, адаптация образовательного маршрута, техники адаптации, инклюзивное образование
Библиография:
1. Blacbourn J., Patton J. Exceptional individuals in focus. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, 2014. 367 p.
2. Holt L., Kysilka M. Instructional patterns: strategies for maximizing student learning. Thousand Oaks, CA: Sage, 2016. 195 p.
3. Vaughn S., Bos C. S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2013. 450 p.
4. Jordan A. Introduction to inclusive education. Ontario Institute for Studies in Education of the University of Toronto: John Wiley & Sons Canada, Ltd, 2015. 259 p.
5. Katz J. Teaching to diversity: the three-block model of universal design for learning. Winnipeg, MB: Portage and Main Press, 2016.198 p.
6. Loreman T., Deppeler J. Inclusive education: Supporting diversity in the classroom. London and New York: Routledge, 2015. 302 p.
7. Gargiulo R. M., Metcalf D. Teaching in today’s inclusive classrooms: a universal design for learning approach. Belmont, CA: Wadsworth Cengage Learning, 2013. 504 p.
8. Падун М. А. Нарушения регуляции эмоций после психической травмы // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 74–84.
9. Jones V., Jones L. Comprehensive classroom management: creating communities of support and solving problems. Boston: Pearson Education, Inc., 2014. 480 p.
10. Peterson M. J. Inclusive teaching: creating effective schools for learners. Boston, MA: Allyn and Bacon, 2014. 533 p.
11. Smith T. E. Teaching students with special needs in inclusive settings (4th ed.). Boston, MA: Pearson Education, Inc, 2013. 465 p.
12. Почебут Л. Г., Безносов Д. С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. № 8 (3). С. 8–19.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 138 — 145
Скачиваний: 668