КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-129-137
Раскрываются концептуальные подходы к трактовке личностного самоопределения. Основные положения теории самоопределения являются актуальными с точки зрения современной науки. Результаты рассмотрения этого понятия помогут задать направления исследования характеристик личностного самоопределения в инклюзивном образовательном пространстве. Данный объектно-процессуальный феномен находится в фокусе изучения философии, социологии, психологии и педагогики. Контексты каждой науки используются для решения актуальных комплексных задач исследования. Научный дискурс различных философских концепций основан на размышлениях о том, какова степень свободы человека в определении личностных и профессиональных устремлений, каким образом внешние социальные обстоятельства детерминируют выбор человека, как на поведенческие стратегии и выборы влияют сценарии личностного, родового и социального прошлого. Социологический подход раскрывает специфику самоопределения как элемента целеполагания и результата социально-ролевого поведения. Психологический подход определяет процессуальные характеристики самоопределения и детерминирующие его внутренние факторы. Личностный и субъектно-деятельностный психологические подходы являются наиболее продуктивными основами рассмотрения проблем личностного самоопределения лиц с ограничениями жизнедеятельности в период их профессионального становления в образовательной инклюзивной среде.
Ключевые слова: личность, личностное самоопределение, позитивная психология, образование, профессиональное образование, личностный потенциал, инклюзивное образование
Библиография:
1. Громов И. А., Мацкевич И. А. Семенов В. А. Западная социология. СПб.: ДНК, 2003. 555 с.
2. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др.; под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 76 с.
3. Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие. Ярославль, 2011. 112 с. URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110514.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
4. Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М.: ФЛИНТА, 2017. 164 с.
5. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/osn_soc.php (дата обращения: 03.04.2020).
6. Морозова И. С., Будич Н. Ю. Личностное самоопределение в период взрослости // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2005. № 2 (22). С. 130–134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17802526 (дата обращения: 23.05.2020).
7. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996. 508 с.
8. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал. 2000. № 1. С. 15–25.
9. Логинова Н. А. Развитие личности и жизненный путь // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 156–172.
10. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2007. 480 с.
11. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология. М., 2013. С. 369–374.
12. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психол. наука и образование. 2014. № 1. С. 50–59.
13. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. С. 579–610.
14. Борисова Н. А., Букина И. А., Бучилова И. А. Инклюзивное образование. Череповец, 2016. 162 с.
15. Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов. Саратов, 2013. 24 с.
16. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сер. Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». М., 2018. С. 5–13.
17. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц ограниченными физическими возможностями // Доступность высшего образования для инвалидов: материалы итоговой междунар. конф. Челябинск, 26–28 мая, 2003 г. Челябинск, 2003. С. 27–34.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 129 — 137
Скачиваний: 754