ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ И ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-58-67
Сегодня качество образования определяется не приобретенными знаниями, умениями и навыками, а возможностями для развития духовно-творческого потенциала личности участников образовательного процесса. Переосмысление критериев оценки качества образования в российском образовании в начале XXI в. выявляет условия, способствующие развитию творческих способностей личности в педагогике искусства. Изменение критериев качества образования приводит к изменениям целей образования, а также детерминирует необходимость осмысления процесса и результатов педагогической деятельности не только на уровне методики преподавания предмета, но и на уровне общепедагогических подходов, ориентированных на развитие личности. Цель настоящего исследования – разработать и апробировать на практике серию заданий, направленных на развитие личности обучающихся в процессе обучения основам композиции и основам цветоведения. В ходе исследования использовался комплекс методов. Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на анализ, синтез и систематизацию материала по проблеме целей и ценностей педагогики искусства, развитие творческих способностей личности. Эмпирические методы исследования (изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент) применялись в ходе апробации серии заданий, направленных на развитие личности участников образовательного процесса. Педагогика искусства определяет целью и ценностью личностно ориентированного образования гармоничное развитие и становление духовно-творческой личности участников образовательного процесса (обучающегося и педагога). В художественном образовании личностно ориентированный подход важно сочетать с семантическим подходом, акцентирующим внимание обучающихся на понимании значения, смысла средств художественной выразительности, изучении языка изобразительного искусства. Анализ теоретических источников, а также результаты апробации заданий по основам композиции и цветоведения выявили, что развитие творческих способностей личности обеспечивают личностная значимость содержания образования, ценностные мотивы учения, обеспечение педагогической поддержки личностного развития ученика, сочетание личностно ориентированного подхода с семантическим подходом в обучении основам композиции и цветоведения.
Ключевые слова: художественное образование, педагогика искусства, развитие личности, основы композиции, основы цветоведения, личностно ориентированный подход, семантический подход
Библиография:
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.
2. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ, 2015, 220 с.
3. Латышина Д. И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007. 526 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с. Серия «Мастера психологии».
5. Кузин B. C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. 280 с.
6. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: Агар, 1998. 336 с.
7. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Концепция образовательной области «Искусство» // Искусство в школе. 2006. № 1.
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 456 с.
9. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: АГАР, 1998. 256 с.
10. Сокольникова Н. М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 336 с.
11. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.
12. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М., 1987.
13. Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания. М., 1975.
14. Ветрова И. Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству: учеб. пособие. М.: Ижица, 2004. 174 с.
15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
16. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. 490 с.
17. Миронова Л. Н. Цветоведение: учеб. пособие для специальностей 2229 «Интерьер и оборудование», 2230 «Промышленное искусство», 2231 «Монументально-декоративное искусство». Минск: Высш. шк., 1984.
18. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / пер. с нем.; предисл. Л. Монаховой. 3-е изд. М.: Изд. Д. Аронов, 2004.
19. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». М.; Ростов н/Д: МарТ, 2003. 352 с.
20. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 108 с.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 58 — 67
Скачиваний: 712